Медики настоятельно рекомендуют школьным педагогам и взрослым создавать для детей ситуацию успеха. Это позволяет ему раскрыть свой потенциал. Что мы можем для этого сделать? Что вообще определяет успешность в современном мире?
Разбираемся с психологом, координатором дружественного подросткам Центра «Доверие» Валентиной Шукан.
Если говорить про школу, то основная рекомендация – учитывать особенности ребенка, давать ему задания согласно его возможностям, а оценивать относительно его собственных достижений.
Концепция «4 К»: современный взгляд на успех
Что это значит? Что на уроках, например, должно быть больше коллективной работы, а не индивидуальной. Наши тренинги с подростками подтверждают, что даже если он ничего не знал, то от партнеров по команде получит необходимую информацию и лучше ее усвоит, нежели в одиночку читая учебник.
Чтобы развивать критичность и креатиность мышления, нужно поощрять нетривиальные решения и высказывания, вопросы, а не порицать их, как часто это делают взрослые в школе или семье, из-за чего дети боятся высказывать свое мнения или ошибиться, отстаивать свою позицию. Как сформируется критичность, если мы часто говорим детям: «Делай, как я сказал» или «Потому что я так хочу»! Ребенок не может оценивать явления и делать осознанный выбор, когда ему предлагают лишь готовые немотивированные решения.
Самая большая проблема – мы не учим детей общаться, решать конфликты, потому что сами не умеем.
Завещание Ленина с оговоркой
Советы психолога для родителей
Продвинутые педагоги для создания ситуации успешности в учебе и жизни советуют следующее.
- Больше думать о том, как помочь ребенку усвоить материал, а не о том, как контролировать этот процесс.
- Объяснять детям, для чего нужны знания, их прикладное значение, а не требовать просто хороших отметок. Погоня за оценками часто приводит к тому, что дети учатся не ради знаний, а ради баллов.
- Использовать принцип открытых перспектив: давать детям возможность исправить отметку.
- Отмечать прежде всего положительные моменты в ответе ребенка, а уже затем указывать на неточности.
- Не оставлять без внимания каждое полезное действие, предположение, вопрос, идею, чтобы поощрять творческое мышление.
- Безусловно принимать ребенка: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть.
- Дисциплину устанавливать только после налаживания добрых отношений с ребенком.
- Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
- Позволять ребенку сталкиваться с негативными последствиями своих действий, только так он будет взрослеть и становиться сознательным.
- Выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом. То есть не «Ты – плохой», а «Ты поступил нехорошо, давай объясню почему». Не осуждать его чувства.
Родители и педагоги действуют совместно для того, а чтобы вырастить человека, живущего собственной осмысленной жизнью.
⚡️ Ещё статьи о здоровье и развитии детей:
Что чувствуют дети во время и после развода. Как правильно расставаться
Должны ли дети спать днем? Что делать: ребенок не засыпает без ночника? Спросим у эксперта