Site icon Здоровые люди

Ситуация успеха: как создать ее в школе и дома

Медики настоятельно рекомендуют школьным педагогам и взрослым создавать для детей ситуацию успеха. Это позволяет ему раскрыть свой потенциал. Что мы можем для этого сделать? Что вообще определяет успешность в современном мире?

Разбираемся с психологом, координатором дружественного подросткам Центра «Доверие» Валентиной Шукан.

 
Валентина Шукан
Психолог, координатор дружественного подросткам Центра «Доверие»
Ситуация успеха – это когда у ребенка что-то хорошо получается, когда он свободен в своих действиях и мыслях. Когда ребенок в детстве заявляет: «Я сам», а родители делают все за него, потому что им некогда ждать, они уже ставят его в ситуацию неуспешности. Ведь скоро он пойдет в школу, и там шнурки завязывать или кормить его из ложки никто не будет. Наоборот, будут насмехаться, мол, неумеха. Поэтому базовые рекомендации – давать ребенку учиться навыкам самостоятельности и хвалить за каждый успех.

Если говорить про школу, то основная рекомендация – учитывать особенности ребенка, давать ему задания согласно его возможностям, а оценивать относительно его собственных достижений.

Концепция «4 К»: современный взгляд на успех

 
Валентина Шукан
Психолог, координатор дружественного подросткам Центра «Доверие»
Я бы рекомендовала взрослым задуматься над тем, что такое быть успешным в современном мире. Сегодня хорошая оценка в школе вовсе не гарантирует, что у человека будет все хорошо получаться в жизни. Уже утвердилась новая концепция успешности личности «4 К», согласно которой человеку необходимы 4 ключевых навыка: критичность, креативность, коммуникация, кооперация. То есть школа и родители должны воспитывать личность с креативным и критическим мышлением, которая умеет общаться и работать в команде.

Что это значит? Что на уроках, например, должно быть больше коллективной работы, а не индивидуальной. Наши тренинги с подростками подтверждают, что даже если он ничего не знал, то от партнеров по команде получит необходимую информацию и лучше ее усвоит, нежели в одиночку читая учебник.

Чтобы развивать критичность и креатиность мышления, нужно поощрять нетривиальные решения и высказывания, вопросы, а не порицать их, как часто это делают взрослые в школе или семье, из-за чего дети боятся высказывать свое мнения или ошибиться, отстаивать свою позицию. Как сформируется критичность, если мы часто говорим детям: «Делай, как я сказал» или «Потому что я так хочу»! Ребенок не может оценивать явления и делать осознанный выбор, когда ему предлагают лишь готовые немотивированные решения.

Самая большая проблема – мы не учим детей общаться, решать конфликты, потому что сами не умеем.

Завещание Ленина с оговоркой

 
Валентина Шукан
Психолог, координатор дружественного подросткам Центра «Доверие»
Когда я спрашиваю у родителей, какие три самые главные задачи в подростковом возрасте, все отвечают: учиться, учиться и учиться. Это здорово, но учить нужно не только физике и географии, но и контролировать свои импульсы и эмоции, дружить, выбирать партнера. Как раз в этом возрасте у подростков просыпается интерес к противоположному полу, и наша задача – научить их разбираться в людях, ведь от этого зависит создание их собственной семьи. А взрослые за контролем учебы забывают про свои обязанности по ключевым воспитательным вопросам. Наша задача – не удерживать детей в зависимом и подконтрольном положении как можно дольше, а откликаться на их потребности в сепарации (отделении), самореализации и самоопределении и ненавязчиво сопровождать их на протяжении переходного периода.

Советы психолога для родителей

Продвинутые педагоги для создания ситуации успешности в учебе и жизни советуют следующее.

  1. Больше думать о том, как помочь ребенку усвоить материал, а не о том, как контролировать этот процесс.
  2. Объяснять детям, для чего нужны знания, их прикладное значение, а не требовать просто хороших отметок. Погоня за оценками часто приводит к тому, что дети учатся не ради знаний, а ради баллов.
  3. Использовать принцип открытых перспектив: давать детям возможность исправить отметку.
  4. Отмечать прежде всего положительные моменты в ответе ребенка, а уже затем указывать на неточности.
  5. Не оставлять без внимания каждое полезное действие, предположение, вопрос, идею, чтобы поощрять творческое мышление.
  6. Безусловно принимать ребенка: любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он есть.
  7. Дисциплину устанавливать только после налаживания добрых отношений с ребенком.
  8. Не вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  9. Позволять ребенку сталкиваться с негативными последствиями своих действий, только так он будет взрослеть и становиться сознательным.
  10. Выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом. То есть не «Ты – плохой», а «Ты поступил нехорошо, давай объясню почему». Не осуждать его чувства.

Родители и педагоги действуют совместно для того, а чтобы вырастить человека, живущего собственной осмысленной жизнью.

⚡️ Ещё статьи о здоровье и развитии детей:

Речевые нарушения у детей

Что чувствуют дети во время и после развода. Как правильно расставаться

Должны ли дети спать днем? Что делать: ребенок не засыпает без ночника? Спросим у эксперта

Exit mobile version