В вопросах, которые касаются воспитания, социальной адаптации и психического благополучия детей, сегодня на первые позиции выходит проблема детской тревожности. Каждый год в мире становится все больше беспокойных, неуверенных в себе и эмоционально неустойчивых детей.
Не так давно белорусские ученые, сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены, провели исследование психоэмоционального статуса 320 подростков (учащихся 8-х, 10-х и 11-х классов). Оказалось, что школа и все, что с ней связано, является одним из основных стрессовых факторов для детей.
Причины школьной тревожности
Осталось совсем немного, и дети смогут выдохнуть с облегчением. Каникулы близко. За три летних месяца нервная система придет в норму, настроение улучшится, уйдет тревожность, по меньшей мере та, что неразрывно связана со школой и учебным процессом. Но долгожданный релакс только предстоит, а пока учебный год продолжается. У старшеклассников еще и экзамены на носу.
Давно доказано, что влияние на физическое и психическое здоровье детей оказывают не только воспитание и выстроенные между членами семьи отношения, но также внутри- и внешкольные факторы.
Более того, в комплексе они формируют личность человека: его мировоззрение, жизненную позицию, способность к адекватному самовыражению и эффективному взаимоотношению с окружающими. И семья, и школа одинаково ответственны за то, вырастет ли человек сильной, целеустремленной и свободной личностью. Или превратиться в запуганного, закомплексованного и агрессивно настроенного индивидуума.
– На протяжении учебного года значительную часть времени дети проводят в школе. И очевидно, что психоэмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от его успеваемости по предметам, взаимоотношений со сверстниками и учителями, – объясняет Юлия Полянская. – Понятие «школьная тревожность» обусловлено ситуацией и возникает, как результат стресса, связанного непосредственно с учебным процессом либо с тем, что происходит в стенах учебного заведения. Иначе говоря, нет школы – нет тревожности.
Если конкретизировать причины, которые способны вызвать у ребенка стресс и привести к повышенной тревожности, среди прочих можно назвать:
- интенсивность процесса обучения (парадоксально, но при постоянной оптимизации системы образования объем учебных и внеучебных нагрузок имеет только одну тенденцию – к возрастанию);
- дефицит времени для усвоения информации (по мере того как растут нагрузки, закономерно уменьшается количество времени на то, чтобы понять и усвоить новую тему до того, как будет взята следующая);
- уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе (справедливости ради стоит отметить, что этот фактор сопряжен с необходимостью отдавать много времени не только учебе, но и гаджетам. Подробнее об исследовании наших ученых на эту тему можно прочитать здесь);
- малоподвижный образ жизни и нерациональное питание (не связанные напрямую со школой факторы тем не менее оказывают непосредственное влияние на умственные и когнитивные способности ребенка и, как следствие, на его успеваемость).
И это не считая межличностных отношений с одноклассниками и учителями, адаптации при переходе с одной ступени образования на другую, буллинга и т.д.
Страх порождает тревогу. Чего боятся школьники?
– Наше исследование проводилось с использованием методики Филлипса, – рассказывает Юлия Полянская. – Это тест из 58 вопросов, которые предполагают однозначный ответ: «да» или «нет». Благодаря методике Филлипса можно оценить уровень и характер школьной тревожности, связанной с эмоциональным состоянием самого ребенка, а также с его взаимодействием с одноклассниками и учителями. Всего тест позволяет оценить уровень стресса и тревоги у ребенка по 8 факторам. Также в ходе исследования было установлено, что распространенность факторов школьной тревожности повышенного и высокого уровней изменяется с возрастом.
Так, распространенность «общей тревожности в школе» всего за 3 года обучения в старших классах возрастает более чем в два раза. В частности, среди восьмиклассников, участников исследования, «тревожных» детей было не более 8%. Зато в 11-м классе эта цифра выросла до 18,7%.
Показатель «переживания социального стресса», т. е. собственно эмоционального состояния ребенка, на фоне которого в процессе обучения выстраиваются его взаимоотношения с окружающими, прежде всего сверстниками, напротив, несколько снижается. Тем не менее общий показатель остается весьма высоким: 80% учащихся 8-х классов, почти 72% учащихся 10-х и 71% учеников 11-х классов подвержены переживанию социального стресса.
По данным исследования, в период обучения в средней и старшей школе стабильно высоким остается показатель «фрустрации потребности в достижении успеха» – 50 – 55%. Иными словами, это тот неблагоприятный психоэмоциональный фон, который не способствует развитию у ребенка потребности в успехе и достижении высоких результатов.
«Страх самовыражения», связанный с презентацией себя и демонстрацией своих способностей, по данным исследования, свойственен каждому 4-му восьмикласснику и каждому 3-му выпускнику старшей школы.
Чем больше стаж школьной жизни, тем чаще ученики демонстрируют «низкую физиологическую сопротивляемость стрессу», то есть способность адекватно реагировать на возникающие в процессе учебы или сопряженные со школьной жизнью стрессовые ситуации. Так, среди 8-классников 13% заявили, что им сложно адаптироваться к стрессогенным факторам в школе. В 10-м классе вероятность неадекватно реагировать на нестандартные ситуации продемонстрировали уже 17,7% учеников. А среди выпускников старшей школы низкая приспособляемость к стрессовым факторам была отмечена практически у каждого 3-го подростка (28%).
Стабильно высоким среди учащихся 8-х, 10-х, 11-х классов остается «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». С подобными проблемами сталкиваются 55 – 60% учеников.
И то, что не стало для исследователей неожиданностью, – это школьная тревожность, обусловленная «боязнью проверки знаний». Ее демонстрируют 29 – 35% школьников. Причем максимальный уровень тревоги отмечен среди учеников 8-х классов.
– Нельзя не отметить, что на протяжении всего периода обучения в школе колоссальное значение для психоэмоционального благополучия ребенка имеют его взаимоотношения с учителями, – дополняет Юлия Полянская. – Исследование показало, что с проблемами и страхами в отношениях с учителями сталкивается большая половина школьников. Примечательно, что чем дольше ребенок учится в школе, тем более он подвержен страху. Например, отношения с учителями сопряжены со стрессом у 57% восьмиклассников, которые приняли участие в исследовании. В 10-м классе этот показатель вырастает до 64,6%, в 11-м – до 65,4%.
Как помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом
Исследование белорусских гигиенистов обнажило весьма серьезную проблему: для значительной части детей «второй дом» – не самое уютное и психологически безопасное место. Но это отнюдь не значит, что вина целиком лежит на «хозяевах» этого дома – учителях. Важно другое. Результаты исследования дают родителям и специалистам от образования понимание «слабых мест» не только в получении знаний, но и в самой школе, как месте, где большую часть года дети проводят большую часть времени.
Понимание – есть первый шаг к решению проблемы.
Рекомендации родителям
Вот несколько рекомендаций для родителей школьников, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно в любой стрессовой ситуации:
1. Создание благоприятной атмосферы в семье. Семья и дом – это место, где ребенок любого возраста должен безоговорочно чувствовать себя спокойно и в безопасности. Это тыл, опора, источник силы. Насколько возможно, защитите свой дом и ребенка от ссор, плохого настроения, претензий и обид. Если вашему школьнику неуютно в школе, у него должно быть место, где он банально сможет перевести дух и зарядиться энергией. Гармоничные, доверительные отношения в семье не только стабилизируют психоэмоциональный фон ребенка, но и укрепляют иммунитет.
2. Разумные требования к детям в семье. Не ставьте успеваемость во главу угла и не требуйте от школьника того, что он не в состоянии вам дать, в том числе в плане учебы. Способность к усвоению знаний зависит от многих факторов, в том числе от генетических установок, условий среды, образа жизни, индивидуальных особенностей. Кроме всего прочего, оценка знаний ученика учителем часто носит субъективный характер (несмотря на методики и методички по балльной системе оценки знаний). В итоге высокий балл успеваемости «во что бы то ни стало» может стоить ребенку физического и психического здоровья. Главное, чтобы из него вырос хороший человек. Это действительно главное.
3. Поступки говорят громче, чем слова. Мало говорить своему школьнику о том, что вы любите его и готовы поддержать в любой ситуации. «Говорите» об этом поступками и будьте последовательны. Не критикуйте, но предлагайте помощь. Научитесь уважать и не нарушать личные границы.
4. Чаще проводите время вместе, еще чаще – активно: на природе, в игровых центрах, за общими увлечениями.
5. Держите баланс. Речь не о том, чтобы создать «тепличные условия» для ребенка (наоборот, этим вы окажете ему медвежью услугу, поскольку адаптироваться к условиям вне семьи и дома ему будет сложнее). Адекватно реагируйте на поведение и поступки подростка. Толковые советы специалиста, как это сделать, – в этом материале.
6. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, положительных сторон. Если кажется, что время упущено или вам достался трудный подросток, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. На кону не ваше самолюбие, а будущее ребенка.
Сейчас читают: