2 ноября
02.11.2020

Гаджеты для детей. Польза и вред в процентах

logo
Расти детей
0 105
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

В современном мире дети и гаджеты – понятия неразделимые. Неспроста поколение зумеров называют «цифровыми людьми». Нынче даже ребенок ясельного возраста слету усваивает премудрости пользования смартфоном и планшетом. А к моменту похода в школу многие дети имеют личный электронный девайс.

Пользу или вред несет приобщение к гаджетам с юных лет? Для чего ребенку смартфон – для учебы или для игры? Как и сколько времени проводят дети за гаджетами? Вы как родитель уверены, что точно знаете ответы на эти вопросы?

ГрековаНедавно сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены провели мониторинг использования технических средств информатизации (тех же электронных девайсов) современными школьниками. В анкетировании приняли участие 430 учеников 3, 7, 9-11 классов из Минска, Новополоцка и Лиды. Полученные результаты оказались весьма красноречивы. Подробно информационному порталу Здоровые люди рассказала о них заведующий лабораторией гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья Грекова.

Каждому ребенку – по смартфону

Абсолютно ожидаемым оказался результат мониторинга в части распространенности смартфонов среди детей. Почти 97,5% школьников указали, что имеют личные мобильные телефоны. Причем у 41% детей смартфон появился при поступлении в школу, а у  11% детей еще раньше - в детском саду.

Личный компьютер есть у 62,5% опрошенных, у каждого второго – в распоряжении ноутбук, у 45% - планшет. Владельцами условно полезных гаджетов, к коим можно отнести электронную книгу, являются 22% школьников. Личные игровые приставки (мы взяли на себя смелость отнести их к бесполезным) есть у 18,5%.

Зачем школьнику компьютер

компьютер

Две трети детей (71,5%), принявших участие в анкетировании, признались, что ежедневно пользуются компьютером, ноутбуком, планшетом или электронной книгой во время, свободное от учебы в школе. Причем, частота использования электронной техники увеличивается с возрастом детей. Так, за экранами дисплеев проводят время:

  • 28,5% учеников начальной школы, причем лишь 18% из них используют гаджеты для учебы;
  • 67,5% учащихся средних классов (около 44% - для подготовки домашних заданий и рефератов);
  • 80% - старшеклассников (но всего 37,4% из них используют время с гаджетами для самоподготовки).

Примечательно то, что практически каждый второй школьник (48,8%) проводит у экрана монитора от 1 до 3 часов в день. Каждый четвертый (26,7%) – более 3 часов в день.

Обратите внимание! Специалисты настойчиво рекомендуют при работе за компьютером или пользовании любым другим электронным гаджетом:

  • каждые 20-30 минут делать перерывы продолжительностью не менее 10 минут;
  • периодически выполнять гимнастику для глаз;
  • чередовать разные виды деятельности.

Бесконтрольное времяпрепровождение у мониторов компьютеров и смартфонов может привести к ряду негативных последствий: развитию аномалий рефракции (близорукости, дальнозоркости, косоглазию), синдрому сухого глаза и т.д.

Между тем, по результатам проведенного мониторинга, только треть детей грамотно чередует работу на электронных устройствах с отдыхом и/или другими видами деятельности. 16,5% не отрываются от гаджетов вообще, сколько бы времени с ними они не провели.

Как время с гаджетом портит осанку

В ходе мониторинга исследователи изучали также вопрос соблюдения эргономических требований при работе с электронными устройствами. Проще говоря, не только время, но и положение, в котором дети проводят время с гаджетами, режим работы и отдыха имеют огромное влияние на физическое здоровье.

56% школьников сообщили, что проводят время у экранов мониторов, сидя за столом. 31% детей располагаются в кресле или на диване. Остальные устраиваются с гаджетами на кровати или на полу.

При этом у 29% школьников родители всегда строго контролируют правильное положение при работе за компьютером или планшетом (в большинстве случаев это касается учащихся младших классов). Родители 45% школьников напоминают о правильном положении тела периодически. 26% детей абсолютно самостоятельны в этом вопросе (в основном контроль отсутствует у старшеклассников).

Обратите внимание! Неправильное положение тела при работе с электронными гаджетами, недостаточная освещенность рабочего места, использование цифровых устройств в положении лежа или в движущемся транспорте и другие факторы повышают риск развития нарушений осанки, сколиоза и проблем со зрением у детей.

Вред онлайн vs польза офлайн

дети

Не секрет, что «жизнь онлайн» у детей и подростков имеет особое значение. За общением в соцсетях, сетевыми играми, просмотром видеороликов современные дети могут пропадать часами. Во всяком случае, как показал мониторинг, более трети опрошенных детей подтвердили, что находятся в режиме онлайн более 3 часов в день, почти 43% - не меньше 1-2 часов. Просмотру видеоконтента и прослушиванию музыки отдают предпочтение почти 50% детей и подростков, общению в соцсетях – 40%. 12,5% школьников проводят свободное время за сетевыми играми. Причем игры больше увлекают мальчиков, а онлайн-переписки – девочек.

Проблема в том, что такое времяпрепровождение зачастую идет в ущерб прогулкам на свежем воздухе и ночному сну. Например, по результатам анкетирования выяснилось, что полноценная продолжительность ночного сна есть меньше, чем у 14% детей. У остальных дефицит сна составляет от 1-2 часов и более. Например, многие ученики средних и старших классов (38,3%) ложатся спать после 23:00.

Каждый 5-й школьник признался, что у него нет свободного времени для прогулок на свежем воздухе. В отсутствии времени и желания для занятий спортом или любым другим видом физической активности сообщили более 41% детей. 38% учащихся при этом уточнили, что свободное от занятий время проводят за компьютерными играми, онлайн-общением и просмотром видеоконтента. Ожидаемо, что старшеклассники лидируют по всем анти-позициям.

гаджет

Обратите внимание! Нарушения режима дня, дефицит ночного сна, гиподинамия чреваты последствиями, которые значительно ухудшают состояние здоровья современных детей. Они могут стать одной из причин метаболических, гормональных нарушений, снижения когнитивных и умственных способностей, дисфункции нервной системы и даже психических расстройств.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOK   и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 105

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».