Site icon Здоровые люди

Школа = стресс? Как снизить тревожность у детей

stres i shkola

В вопросах, которые касаются воспитания, социальной адаптации и психического благополучия детей, сегодня на первые позиции выходит проблема детской тревожности. Каждый год в мире становится все больше беспокойных, неуверенных в себе и эмоционально неустойчивых детей. Не так давно белорусские ученые, сотрудники лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены, провели исследование психоэмоционального статуса 320 подростков (учащихся 8-х, 10-х и 11-х классов). Оказалось, что школа и все, что с ней связано, является одним из основных стрессовых факторов для детей.

Чего или кого боятся школьники? Может ли школьная тревожность влиять на учебу и успеваемость и наоборот? Как часто причиной стресса у детей выступает учитель? От чего зависит психоэмоциональное благополучие ребенка в школе и можно ли помочь его сохранить?  О результатах исследования Здоровым людям рассказала младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Юлия Полянская.

Причины школьной тревожности

Осталось совсем немного, и дети смогут выдохнуть с облегчением. Каникулы близко. За три летних месяца нервная система придет в норму, настроение улучшится, уйдет тревожность, по меньшей мере та, что неразрывно связана со школой и учебным процессом. Но долгожданный релакс только предстоит, а пока учебный год продолжается. У старшеклассников еще и экзамены на носу.

Давно доказано, что влияние на физическое и психическое здоровье детей оказывают не только воспитание и выстроенные между членами семьи отношения, но также внутри- и внешкольные факторы.

Более того, в комплексе они формируют личность человека: его мировоззрение, жизненную позицию, способность к адекватному самовыражению и эффективному взаимоотношению с окружающими. И семья, и школа одинаково ответственны за то, вырастет ли человек сильной, целеустремленной и свободной личностью. Или превратиться в запуганного, закомплексованного и агрессивно настроенного индивидуума.

– На протяжении учебного года значительную часть времени дети проводят в школе. И очевидно, что психоэмоциональное благополучие ребенка напрямую зависит от его успеваемости по предметам, взаимоотношений со сверстниками и учителями, – объясняет Юлия Полянская. – Понятие «школьная тревожность» обусловлено ситуацией и возникает, как результат стресса, связанного непосредственно с учебным процессом либо с тем, что происходит в стенах учебного заведения. Иначе говоря, нет школы – нет тревожности.

Если конкретизировать причины, которые способны вызвать у ребенка стресс и привести к повышенной тревожности, среди прочих можно назвать:

  • интенсивность процесса обучения (парадоксально, но при постоянной оптимизации системы образования объем учебных и внеучебных нагрузок имеет только одну тенденцию – к возрастанию);
  • дефицит времени для усвоения информации (по мере того как растут нагрузки, закономерно уменьшается количество времени на то, чтобы понять и усвоить новую тему до того, как будет взята следующая);
  • уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе (справедливости ради стоит отметить, что этот фактор сопряжен с необходимостью отдавать много времени не только учебе, но и гаджетам. Подробнее об исследовании наших ученых на эту тему можно прочитать здесь);
  • малоподвижный образ жизни и нерациональное питание (не связанные напрямую со школой факторы тем не менее оказывают непосредственное влияние на умственные и когнитивные способности ребенка и, как следствие, на его успеваемость).

И это не считая межличностных отношений с одноклассниками и учителями, адаптации при переходе с одной ступени образования на другую, буллинга и т.д.

Страх порождает тревогу. Чего боятся школьники?

– Наше исследование проводилось с использованием методики Филлипса, – рассказывает Юлия Полянская. – Это тест из 58 вопросов, которые предполагают однозначный ответ: «да» или «нет». Благодаря методике Филлипса можно оценить уровень и характер школьной тревожности, связанной с эмоциональным состоянием самого ребенка, а также с его взаимодействием с одноклассниками и учителями. Всего тест позволяет оценить уровень стресса и тревоги у ребенка по 8 факторам. Также в ходе исследования было установлено, что распространенность факторов школьной тревожности повышенного и высокого уровней изменяется с возрастом.

Так, распространенность «общей тревожности в школе» всего за 3 года обучения в старших классах возрастает более чем в два раза. В частности, среди восьмиклассников, участников исследования, «тревожных» детей было не более 8%. Зато в 11-м классе эта цифра выросла до 18,7%.

Показатель «переживания социального стресса», т. е. собственно эмоционального состояния ребенка, на фоне которого в процессе обучения выстраиваются его взаимоотношения с окружающими, прежде всего сверстниками, напротив, несколько снижается. Тем не менее общий показатель остается весьма высоким: 80% учащихся 8-х классов, почти 72% учащихся 10-х и 71% учеников 11-х классов подвержены переживанию социального стресса.

По данным исследования, в период обучения в средней и старшей школе стабильно высоким остается показатель «фрустрации потребности в достижении успеха» – 50 – 55%. Иными словами, это тот неблагоприятный психоэмоциональный фон, который не способствует развитию у ребенка потребности в успехе и достижении высоких результатов.

«Страх самовыражения», связанный с презентацией себя и демонстрацией своих способностей, по данным исследования, свойственен каждому 4-му восьмикласснику и каждому 3-му выпускнику старшей школы.

Чем больше стаж школьной жизни, тем чаще ученики демонстрируют «низкую физиологическую сопротивляемость стрессу», то есть способность адекватно реагировать на возникающие в процессе учебы или сопряженные со школьной жизнью стрессовые ситуации. Так, среди 8-классников 13% заявили, что им сложно адаптироваться к стрессогенным факторам в школе. В 10-м классе вероятность неадекватно реагировать на нестандартные ситуации продемонстрировали уже 17,7% учеников. А среди выпускников старшей школы низкая приспособляемость к стрессовым факторам была отмечена практически у каждого 3-го подростка (28%).

Стабильно высоким среди учащихся 8-х, 10-х, 11-х классов остается «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». С подобными проблемами сталкиваются 55 – 60% учеников.

И то, что не стало для исследователей неожиданностью, – это школьная тревожность, обусловленная «боязнью проверки знаний». Ее демонстрируют 29 – 35% школьников. Причем максимальный уровень тревоги отмечен среди учеников 8-х классов.

– Нельзя не отметить, что на протяжении всего периода обучения в школе колоссальное значение для психоэмоционального благополучия ребенка имеют его взаимоотношения с учителями, – дополняет Юлия Полянская. – Исследование показало, что с проблемами и страхами в отношениях с учителями сталкивается большая половина школьников. Примечательно, что чем дольше ребенок учится в школе, тем более он подвержен страху. Например, отношения с учителями сопряжены со стрессом у 57% восьмиклассников, которые приняли участие в исследовании. В 10-м классе этот показатель вырастает до 64,6%, в 11-м – до 65,4%.

Как помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом

Исследование белорусских гигиенистов обнажило весьма серьезную проблему: для значительной части детей «второй дом» – не самое уютное и психологически безопасное место. Но это отнюдь не значит, что вина целиком лежит на «хозяевах» этого дома – учителях. Важно другое. Результаты исследования дают родителям и специалистам от образования понимание «слабых мест» не только в получении знаний, но и в самой школе, как месте, где большую часть года дети проводят большую часть времени.

Понимание – есть первый шаг к решению проблемы.

Вот несколько рекомендаций для родителей школьников, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно в любой стрессовой ситуации:

  • Семья и дом – это место, где ребенок любого возраста должен безоговорочно чувствовать себя спокойно и в безопасности. Это тыл, опора, источник силы. Насколько возможно, защитите свой дом и ребенка от ссор, плохого настроения, претензий и обид. Если вашему школьнику неуютно в школе, у него должно быть место, где он банально сможет перевести дух и зарядиться энергией. Гармоничные, доверительные отношения в семье не только стабилизируют психоэмоциональный фон ребенка, но и укрепляют иммунитет.
  • Не ставьте успеваемость во главу угла и не требуйте от школьника того, что он не в состоянии вам дать, в том числе в плане учебы. Способность к усвоению знаний зависит от многих факторов, в том числе от генетических установок, условий среды, образа жизни, индивидуальных особенностей. Кроме всего прочего, оценка знаний ученика учителем часто носит субъективный характер (несмотря на методики и методички по балльной системе оценки знаний). В итоге высокий балл успеваемости «во что бы то ни стало» может стоить ребенку физического и психического здоровья. Главное, чтобы из него вырос хороший человек. Это действительно главное.
  • Мало говорить своему школьнику о том, что вы любите его и готовы поддержать в любой ситуации. «Говорите» об этом поступками и будьте последовательны. Не критикуйте, но предлагайте помощь. Научитесь уважать и не нарушать личные границы.
  • Чаще проводите время вместе, еще чаще – активно: на природе, в игровых центрах, за общими увлечениями.
  • Держите баланс. Речь не о том, чтобы создать «тепличные условия» для ребенка (наоборот, этим вы окажете ему медвежью услугу, поскольку адаптироваться к условиям вне семьи и дома ему будет сложнее). Адекватно реагируйте на поведение и поступки подростка. Толковые советы специалиста, как это сделать, – в этом материале.
  • Будьте для своего сына или дочери не только родителем, но прежде всего другом. Если кажется, что время упущено или вам достался трудный подросток, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. На кону не ваше самолюбие, а будущее ребенка.
Exit mobile version