Когда речь заходит о здоровом питании, у большинства людей (и касается это не только белорусов) портится настроение. Еще великая Раневская говорила: «Все, что приносит истинное удовольствие в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению».
Здоровое питание к ожирению не приводит, даже наоборот. Соответственно, с истинным удовольствием у него ничего общего? Одни жесткие рамки строгой диеты, ограничения и запреты? Но когда-то люди верили, что землю держат три огромные черепахи, а Коперник, Бруно и Галилей пострадали, утверждая, что «она все-таки вертится».
Здоровье – не шаурма. Второе не купишь
Здоровое питание – это не диета и не система запретов и ограничений. Это образ питания, индивидуальный для каждого человека, в зависимости от его возраста, роста, пола, степени физической и двигательной активности, потребности в энергии. Здоровой может считаться любая система питания, лишь бы она максимально способствовала укреплению здоровья. При наличии заболеваний она как минимум не усугубляет их течение, максимум – уменьшает проявления недуга, способствует скорейшему выздоровлению или состоянию устойчивой ремиссии. Иными словами, хотдог, шаурма и картофель фри не совсем уж в черном списке. Но если бы от фастфуда люди здоровели на глазах, дачные грядки давно заросли бы травой, капуста с морковкой выродились, а в прудовых хозяйствах перевелась вся рыба…
По мнению главного внештатного диетолога комитета по здравоохранению Мингорисполкома Марины Поповой, у здорового питания несколько составляющих:
- режим (определенное количество приемов пищи в течение дня, оптимально 5 раз, 3 из которых должны включать горячие блюда);
- баланс между энергетической ценностью суточного рациона, физическими нагрузками и двигательной активностью;
- адекватный питьевой режим (общее количество жидкости в сутки для условно здорового среднестатистического человека рассчитывается по формуле: 30 мл жидкости на 1 кг веса);
- сбалансированность питания, то есть достаточное потребление белков, жиров и углеводов.
Однако это все теория, которая, в общем-то, хорошо известна подавляющему большинству взрослых. И если верить социологическим опросам, то 40 % белорусов уверены, что ведут здоровый образ жизни, в том числе тщательно работают над составлением ежедневного меню. Но еще примерно 40 % соотечественников отмечают: принципов здорового питания не придерживаются. И причиной называют не недостаток средств на здоровые продукты, не пробел в знаниях об их пользе и влиянии на здоровье, а отсутствие настойчивости и мотивации. Проще говоря, добрая часть белорусов живет в ожидании, пока жареный петух не клюнет. Но тогда чаще всего одна лишь смена образа питания уже ничего не решает, отмечают эксперты.
Каково здоровье на вкус
Третий год подряд Минский зональный центр гигиены и эпидемиологии проводит акции, приуроченные ко Дню здорового питания, который отмечается в августе. Цель – популяризация ответственного отношения к выбору пищи, ознакомление с линейками продуктов, которые отвечают принципам здоровой диететики и имеют непосредственное влияние на формирование и укрепление здоровья. В этом году акция прошла под лозунгом «Здоровое питание – залог активного долголетия!».
Поучаствовать в подобном мероприятии – хорошая возможность узнать, в каком направлении движется наша пищевая промышленность, и в буквальном смысле попробовать на вкус здоровые продукты.
То ли организаторы выбрали правильное место для проведения акции (один из самых крупных торговых комплексов Минска), то ли заинтересованных в сохранении своего здоровья посредством правильного питания действительно много, но на акционной площадке яблоку негде было упасть. Люди плотным кольцом обступили столики с выставленной для дегустации продукцией.
– Я даже не знала, что у нас такое продается! – всплеснула руками одна из посетительниц стенда, где выставлена линейка растительных масел.
Как известно, белорусы грешат тем, что потребляют слишком много насыщенных жиров животного происхождения и мало растительных. Чтобы нивелировать дисбаланс, отечественные производители поставили на поток выпуск разнообразной линейки растительных масел. Помимо традиционных подсолнечного, оливкового, рапсового и льняного есть и довольно экзотические: кунжутное, кедровое, миндальное, тыквенное, масло грецкого ореха… На любой вкус! Посетители стенда придирчиво рассматривают пиалки с маслом, принюхиваются и, прежде чем вынести одобрительный вердикт, долго смакуют оригинальный продукт.
Примерно такая же картина и у стенда с продуктами, изготовленными на основе козьего молока. Здесь собственно само молоко, йогурт, творог и творожки, всевозможные сыры. «Вкусно!» – улыбается маме 5-летняя Даша и тянет ручку за еще одним кусочком сыра.
– И полезно! – добавляет Ирина Тихонова, которая представляет фермерское хозяйство с полным циклом производства козьего молока и продуктов из него. – Козье молоко в лидерах среди продуктов с высоким содержанием белка. Для людей, которые ограничивают себя в потреблении мяса, оно настоящая находка. Содержит меньше лактозы и усваивается организмом на 100%, не вызывает диареи и абсолютно гипоаллергенно. Честно говоря, сыр на основе коровьего молока не идет ни в какое сравнение с козьим. Да, молоко козы обладает специфическим вкусом. Но я убеждена, что к хорошему продукту себя надо приучать. И хорошо бы это делать с самого раннего детства.
Справедливости ради, разница между коровьим и козьим молоком не только во вкусе и пользе для здоровья, но и в стоимости продукта. Цена за 1 литр деликатесного напитка почти втрое выше. Но тут, как говорится, пользу измерять нужно не рублями.
Ориентир на приучение к правильным продуктам с раннего возраста взяли также крупнейшее в Беларуси предприятие по производству печенья и мучных изделий и производители фиточаев. Маленькие посетители акции с удовольствием прихлебывали горячий ароматный напиток с шиповником и яблоком вприкуску с фигурным печеньем.
– Рецептуру печенья, которое подходит для питания детей с 6 месяцев, мы разрабатывали совместно с научно-практическим центром по продовольствию НАН. Оно выпускается исключительно на сливочном масле, с добавлением яблока и тыквы. Его с удовольствием едят и дети, и взрослые, – говорит представитель производителя Татьяна Багина. – Также мы выпускаем широкий ассортимент продукции на фруктозе и сорбите для людей с сахарным диабетом. Для тех, кто просто следит за своим здоровьем, есть злаковое печенье с добавлением арахиса, семян кунжута и подсолнечника. В ближайших планах – выпуск безглютеновой продукции для детей и взрослых с целиакией и фенилкетонурией. Раньше мы ее производили исключительно под заказ.
Нахваливает свою продукцию и Евгения Столярова, которая представляет компанию по производству фиточаев:
– Знаете ли вы, что в иван-чае содержится в 6 раз больше витамина С, чем в лимоне? А то, что Гиппократ называл шалфей священной травой? Он незаменим для женщин, потому что содержит эстроген-подобные вещества и выравнивает гормональный фон. Фенхель – самая популярная трава в Европе. Про ромашковый чай и говорить нечего – его вообще нужно пить всем! В его составе содержатся вещества апигенины, которые омолаживают организм и служат профилактикой онкологических заболеваний.
“– Вся представленная продукция ни в коем случае не реклама”, – говорит заведующая отделением общественного здоровья Минского зонального центра гигиены и эпидемиологии Юлия Митряйкина. – Это способ обратить внимание людей на те продукты, которые могут быть более полезны для здоровья. Ассортимент продовольственных магазинов очень широк – такое разнообразие дает возможность выбора. Но когда всего много, легко растеряться. Большинство покупателей предпочитают не читать состав продукта, не задумываться над тем, что принесет их здоровью пользу, а покупать привычный для них товар или то, что ближе стоит на прилавке. Цель наших акций – приобщить людей к осознанному выбору полезных продуктов питания.
Фотографии - Виталий Гиль