Для многих детей визит к стоматологу – настоящее испытание, пугающее и болезненное, а порой из-за неправильного поведения взрослых еще и травмирующее. Рассказываем, как помочь ребенку справиться со страхом перед зубным врачом и закрепить на будущее позитивное отношение к лечению зубов.
Первый визит к стоматологу
Дети представляют собой особую категорию пациентов – с ними не работают такие подходы, как со взрослыми. Лечение детей должно основываться на принципе игры. Первое посещение зубного врача лучше планировать, когда ребенку исполнится год. Не с целью лечения, а чтобы получить рекомендации: как часто посещать стоматолога (по общим правилам лучше это делать раз в полгода), каким образом скорректировать питание, чтобы сохранить зубы здоровыми. При регулярных консультациях дети понимают, что их не ждет ничего страшного, появляется возможность своевременно проводить диагностику и устранять зубные проблемы на ранних стадиях.
Реакция детей на стоматологический осмотр и лечение может быть как позитивной, так и негативной, даже непредсказуемой.
Одни позволяют производить все манипуляции; другие частично готовы, третьи вообще не понимают, для чего пришли к стоматологу. Четвертые испытывают страх из-за прошлого неудачного опыта посещения, что может выражаться в слезах или в сильном напряжении. Рекомендуется даже отложить лечение и психологически подготовить ребенка. В пятом случае – мы видим истерический тип поведения с криками, слезами и резкими движениями. В данной ситуации проводят лечение под наркозом.
Как родителям подготовить ребенка к посещению стоматолога
- Предварительно поиграть в доктора-стоматолога и пациента, разобрав врачебный прием по ролям, с игрушками. Рассказать малышу, что доктор борется со злыми микробами и хочет ему помочь – почистить зубки и сохранить их.
- Перед посещением клиники можно сказать, что «мы идем в гости, посмотреть мультик и познакомиться с доктором, который сегодня просто посмотрит и посчитает твои зубки, когда ты откроешь ротик. А потом запишет в книжку, сколько молочных зубков у тебя выросло». То есть вообще не нужно упоминать про лечение, а лучше смещать фокус внимания с неприятных вещей на какие-то второстепенные.
- Родителям самим стоит сохранять эмоциональное спокойствие и поменьше волноваться, поскольку такие состояния легко передаются ребенку.
- Можно пообещать детям подарок после посещения врача при условии хорошего поведения в кабинете у зубного.
- Первые разы посещения родителям можно присутствовать в кабинете для формирования ощущения безопасности у ребенка. А лет до 5 желательно присутствие родителя каждый раз.
Как стоматологу взаимодействовать с ребенком во время приема
- Первое посещение лучше сделать ознакомительным, проведя легкую чистку зубов. Цель – установление контакта и доверия. Можно пригласить ребенка присутствовать во время лечения других детей, чтобы он понаблюдал и убедился в безболезненности процесса.
- Следует учитывать возраст ребенка и в зависимости от этого осуществлять соответствующую подстройку к нему. Это значит, необходимо говорить на языке детей, представлять процесс лечения в игровой форме (в особенности, если пациентам 3 – 5 лет).
Рекомендуется стоматологические приборы называть другими словами: пылесос (слюноотсос), крутится шарик, щеточка, чудесная палочка, жужжалка, вжик (бормашина), водный душ, жидкие снежинки или сонный нектар (при заморозке), синий и желтый фонарик, кресло волшебное, как лифт, двигается вверх-вниз.
Не следует обещать ребенку полное отсутствие боли, поскольку это может оказаться неправдой.Раз решите малышу взять с собой в кресло большую мягкую игрушку и проведите в игровой форме сначала все манипуляции на ней, а затем уже на ребенке.
- Примерно до 5 лет возможно проявление различных страхов, поэтому следует избегать резких звуков и жестов, яркого света, сильных запахов. В 3-4 года следует быть готовым к проявлению агрессии и протестных реакций на попытки лечения, с 7-8 лет ребенок более способен к осознанию ответственности за лечение.
- Для налаживания контакта с маленьким пациентом и переключения на позитив можно попросить его вспомнить о происходивших недавно приятных событиях – дне рождении, походе в аквапарк, просмотре салюта, любимых героях мультфильмов.
- Рекомендуется постоянно хвалить ребенка, называть его по имени уменьшительно-ласкательными вариантами (в том числе зайка, солнышко, золотце, молодец, умничка). Поддерживать, называя его смелым и мужественным. Если малыш лет шести, можно говорить о том, что мы чистим ротик, убивая всех вредных микробов. Далее следует упомянуть, что уже больно не будет и бояться не нужно, в случае если пациент начнет упираться. И после осуществления сверления переспрашивать ребенка, не больно ли ему.
Периодически можно использовать зеркало – как маленькое, так и большое, чтобы отвлекать, подтверждать, что всё в порядке.
Подойдет прием с вопросом о том, кем собирается стать пациент, когда вырастет. Например, летчиком. И дальше играть на этом – какой у нас будет мужественный летчик, у него должны быть красивые и здоровые зубы. Мы поставим тебе пломбу с мигалкой, с фонариком для ориентации в небе (или с бриллиантом, если это девочка). Попросить даже принести в следующий раз рисунок самолета с фонариками (машинки, куклы).
Полезно упоминать о том, что он герой, что родители будут гордиться его смелостью и выдержкой. Что можно выдавать орден, медаль за заслуги и стойкость. И что непременно родители купят ему подарок, а то и два, какой он захочет. В конце приема можно даже выписать шуточную справку на вручение подарка с датой и фамилией, прокомментировав сей факт при ребенке.
- После завершения сеанса для фиксации приятных ощущений можно обработать детские зубы ароматной пастой или гелем с приятным вкусом яблока, например.
Как оборудовать детский стоматологический кабинет
Если клинику посещает много детей, стоит задуматься над соответствующим интерьером и частичной обстановкой в стиле детского сада.
- Развесить на стенах детские картины или рисунки.
- Приобрести игрушки – мягкие и настольные. Пусть некоторые из них будут на зубную тематику. Например, большую открывающуюся челюсть для демонстрации детям пробных игровых манипуляций с зубами.
- Купить раскраски с цветными карандашами, детские книжки с иллюстрациями.
- Обзавестись телевизором, транслирующим мультики, детские песни. Установить его напротив стоматологического кресла. Это отвлечет внимание малыша во время лечебных процедур.
- Стоматологу стоит запастись яркими цветными ручками и разноцветными блокнотами. Белый халат лучше сменить на цветной и веселый.
- Поставить в холле воздушные шарики на палочке и раздавать при выходе из клиники детям и их родителям.
Что не нужно делать, если ребенок отказывается лечить зубы
- Устрашать и даже упоминать о возможной боли (пусть и небольшой). Не стоит говорить «не больно», «не бойся», «не страшно». Поскольку для человеческого сознания (тем более в детском возрасте) свойственно пропускать, не слышать слово «не». Тогда в голове у ребенка остается «больно», «бойся», «страшно».
Иногда родители, рассказывая о необходимости чистить зубы два раза в день, грозят ребенку болезненными встречами с доктором. В итоге у будущего пациента складывается впечатление, что посещение зубной клиники связано с сильной болью.
- Не стоит заставлять детей или угрожать, а в кабинете врача нельзя силой удерживать их в кресле. Острыми приборами можно поранить полость рта при резком движении. К тому же стресс будет неизбежен для всех участников процесса, а у детей вероятны последствия – заикание, нервные тики, закрепление фобий.
Известен случай, когда девочка в полтора года упала и сломала себе зубик. Ее отвезли к врачам, которые связали девочку в белые пелёнки для предотвращения лишних телодвижений и быстро удалили зуб. Впоследствии страх перед врачами настолько закрепился, что при виде белых халатов у девочки проявлялся энурез.
В подобных случаях при лечении зубов можно предложить метод наркоза или седативного сна.
- Не комментировать в негативном ключе происходящее. Следите за собственными высказываниями после посещения стоматолога.
- Не следует рассказывать подробности самого процесса лечения с использованием терапевтической лексики, опираясь на логику. Не нужно говорить: «Мы придем, доктор тебе сделает укол, посверлит, положит пломбу». Ребёнок мало что поймет, но это приведет к негативному настрою.
- Также не стоит говорить: «Тебе ничего не будут делать» – это другая крайность, к тому же обман, который затем раскроется и будет грозить утратой доверия со стороны ребенка. Не нужно выражать сочувствие по поводу предстоящего посещения стоматолога и делать из визита нечто сверхъестественное.
Итак, к основным принципам успешной работы с детьми в стоматологии можно отнести:
- предварительное информационное просвещение родителей на предмет грамотной подготовки ребенка к посещению врача;
- соответствующее оформление и оснащение рабочего кабинета в детском стиле;
- внимательное и доброе отношение к ребенку врача-стоматолога в ходе общения и последующего лечения;
- проведения всего процесса от начала до конца в игровой, понятной для ребенка форме;
- формирование и закрепление на будущее позитивного отношения к посещению стоматологии и к самому ходу лечения.
Конечно, процесс подготовки малышей может занять больше времени, чем лечение взрослых пациентов. Однако это того стоит, потому что обеспечит в дальнейшем регулярное посещением ребенком стоматолога без долгих уговоров и слез.
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен