Site icon Здоровые люди

Зубная фея. Как победить страх стоматолога

страх стоматолога

Не секрет, что стоматолог – самый страшный из врачей. Его боятся и дети, и взрослые. Обращению за помощью к специалисту в большинстве случаев предшествует большая психологическая работа над собой, а лечение зубов случается тогда, когда дальше терпеть уже нет никакой возможности.

Как бы ни совершенствовалась стоматологическая служба, насколько комфортным и безболезненным не было бы лечение зубов, страх стоматолога словно на генетическом уровне предается из поколения в поколение. А когда речь заходит о стоматологическом осмотре или лечении зубов у детей, нелегко приходится всем: и родителям, и специалистам.

Как помочь ребенку победить страх зубного кресла? Что сделать, чтобы стоматологический осмотр прошел спокойно? Есть ли секреты лечения зубов у детей без крика и слез? Послушали эксперта д.м.н., профессора кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО Ирину Луцкую и записали полезные советы.

С чем связан страх лечения зубов

страх лечения зубов

Стоматологическая помощь рано или поздно понадобится каждому человеку. Согласно медицинской статистике, кариес можно найти у каждого третьего человека независимо от возраста.

Почти у половины (48,3%) уже есть пломбы в зубах, из них у каждого 5-го пломбы с дефектами, поэтому нуждаются в замене.

Тем не менее не все сразу обращаются к стоматологу. И причины отказа от лечения зубов у каждого свои.

  • Подавляющее большинство потенциальных пациентов стоматологического кабинета – 41,2% – признаются, что испытывают страх перед бормашиной. Причем, бормашины как таковой давно уже нет. Сейчас это стоматологическая установка, стоматологический комплекс. А между тем страх перед несуществующей машиной остался, можно сказать, на генетическом уровне.
  • Каждый третий потенциальный клиент стоматолога (32,6%), как сказали бы на языке официальных документов, имеет низкую ответственность. Проще говоря, осознанно не заботится о состоянии и сохранении своего здоровья. Причины такого поведения могут быть разные, но суть от этого не меняется.
  • Еще 14,4% людей отказываются от визитов к стоматологу по состоянию здоровья, т.е. объективно на данный момент не могут заняться лечением зубов. Это больше касается взрослых, у детей эта причина встречается не так часто.
  • Страх стоматологического вмешательства испытывают 6,2% людей и поэтому до последнего откладывают визит к врачу.
  • Страх перед анестезией есть у 5,5% пациентов. Т.е. посетить врача им мешает потенциальная перспектива инъекций.

Парадокс, но некоторые современные родители вполне искренне считают, что молочные зубы у ребенка лечить не нужно. Мол, они временные, чего с ними возиться. Это очень вредное заблуждение. То, что больные молочные зубы могут стать причиной гибели постоянных зубов еще до их прорезывания, вовсе не шутки. И пусть в современном мире такое случается редко, зачем подвергать риску здоровье ребенка?

Кроме того, пораженные кариесом молочные зубы приводят к нарушению формирования прикуса, могут стать причиной развития или обострения хронических заболеваний.

И все же, надо отдать должное, подавляющее большинство родителей чувствуют свою ответственность, заботятся о здоровье своих детей и регулярно водят их на профилактические осмотры к стоматологу. Чего бы им это ни стоило.

Психологические аспекты лечения временных зубов

А поход к стоматологу может стоить действительно много… нервов и времени на уговоры.

  • Дети, никогда не лечившиеся у стоматолога, испытывают определенную тревогу и боязнь перед неизвестностью. Неизвестность всегда пугает. Ошибку делают взрослые, когда перед дверью кабинета начинают «успокаивать» малыша: не бойся, там тетя ничего плохого тебе не сделает. Вопреки ожиданиям, это приводит к совершенно противоположному эффекту, и ребенок, который лишь немного нервничал, начинает откровенно бояться.
  • В свою очередь малыши, знакомые с неприятными ощущениями в процессе лечения, проявляют страх перед конкретными манипуляциями – работой бормашины, проведением анестезии и др. В какой-то степени с этими детьми легче работать: когда знаешь, что именно пугает ребенка, можно проговорить страхи; если есть возможность, избежать применения тех или иных техник, инструментов. Постараться сделать процедуру максимально безболезненной.
  • Один из 10 детей, осмотренных стоматологом, категорически отказывается от лечения. Никакие доводы и аргументы не работают. Интересно, что сельские дети более положительно относятся к стоматологическим вмешательствам, будь то осмотр или лечение. По словам Ирины Луцкой, их можно характеризовать как более понятливых и более охотно идущих на контакт с врачом.
  • Каждый второй ребенок на приеме у стоматолога проявляет чувство тревоги, страха, что требует психологической коррекции со стороны врача.
  • Но есть и такие дети, кто настроено доброжелательно и по отношению к врачу, и к предстоящим необходимым манипуляциям. Они достаточно адекватно реагируют на стоматологический осмотр, внимательно относятся к состоянию своих зубов и задают врачу вопросы.

Чем и как унять страх стоматолога: рабочие лайфхаки

У каждого возраста свои мотивирующие аргументы. Ирина Луцкая вспомнила случай, когда ребенок детсадовского возраста на приеме ни за что не давал не то что лечить, даже внимательно осмотреть зубы. А на завтра сам попросил родителей отвести его к доктору. Почему? Оказалось, он представил, что в садике соревнование – кто самый смелый. Родители, воспитатели, товарищи в группе решили, что самый смелый – именно этот мальчик! Отличная мотивация, которую ребенок придумал сам для себя, и ею же воспользовался. Не все дети такие находчивые и сговорчивые сами с собой. Но это вполне рабочий вариант, который родители могут взять на заметку для своих детей и при случае использовать.

Ребенок в возрасте 3-5 лет подражает взрослым. Мама – самый важный авторитет для ребенка, и основная ответственность, как правильно настроить ребенка на осмотр, лечение, лежит на ней. Тем не менее в этом возрасте малыш довольно легко готов выполнять указания взрослых, если его вовлекают в игру.

Поэтому, чтобы стоматологический осмотр прошел спокойно, без криков и слез, детям такого возраста стоит поискать именно «детские» кабинеты: где много ярких цветных деталей – от медицинских перчаток до стоматологической установки. Яркие цвета привлекают, развлекают. И «страшный» кабинет становится не таким уж и страшным, а ярким и веселым.

Опытные детские стоматологи для приема таких детей имеют на всяких пожарный стилизованные игрушки или те, которые можно держать в руках во время осмотра для снятия психологических зажимов.

В крупных и не очень городах активно используется демонстрация мотивационно-информационных мультфильмов во время лечения в кабинете стоматолога или чтобы скрасить время ожидания приема. Это сравнительно недавние формы мотивации, но уже хорошо себя зарекомендовали. Любые мультфильмы вызывают интерес у ребенка, отвлекают от ненужных разговоров, мыслей и тем самым снимают нервное напряжение.

Можно ли ребенку обещать награду за лечение? Да, можно. Игрушку, которую он давно хотел и просил; поход в кино или цирк; какой-нибудь недорогой, но очень желанный девайс – в этом возрасте вознаграждение имеет едва ли не первостепенное значение.

А вот что касается сравнений и примеров: «Папа (друг, двоюродный брат, соседский мальчишка…) был маленьким и не боялся» – здесь надо быть очень осторожными. Нередко дети, особенно постарше, подростки, идут от обратного: им приводят кого-то в пример, они делают наоборот. Папа не боялся – а я боюсь и буду бояться. Такой протестный отказ от лечения.

У детей в возрасте 5-11 лет уже выражено чувство самостоятельности, они проявляют желание так или иначе участвовать в процессе.

Расположить к себе ребенка, вызвать доверие, можно дав ему возможность, например, выбрать цвет пломбы, а после лечения – самому на модели «запломбировать» зуб. Здесь очень важно не обмануть доверие ребенка, выполнить его решение: зеленая пломба – значит, должна стоять зеленая.

У детей в этом возрасте выражено чувство долга и стремление к самостоятельному решению поставленных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы. Поэтому если дать почувствовать ребенку, что к нему относятся с пониманием и он является непосредственным участником, а возможно, даже и руководителем процесса лечения, успех, положительное впечатление и отсутствие страха перед врачом гарантированы.

Также сегодня широко используются дигитальные компьютерные средства для диагностики и мотивации к лечению и профилактике: когда, например, пациент имеет возможность на большом экране видеть увеличенное изображение полости рта, что позволяет четко рассмотреть даже маленькие «темные пятна» – кариозные полости, а также зубной налет и камень. Учитывая приверженность современных детей разного рода гаджетам, такое «кино», безусловно, вызовет интерес у маленького пациента. Также это дает возможность наблюдать за процессом лечения собственными глазами. Столь активное участие в лечебном процессе повышает мотивацию ребенка к хорошему поведению. Поэтому если у родителей есть желание оставить хорошее впечатление у ребенка от посещения стоматолога, есть смысл отвести его на прием к врачу, где лечебный процесс визуализируется на экране.

Для подростков 12-18 лет уже понадобится «тяжелая артиллерия». Их стилизованными игрушками и «кино» на большом экране не возьмешь. Этому возрасту характерно становление личности, проявление собственной инициативы. Например, у детей младшего возраста мотивированное согласие на вмешательство подписывают родители или законные представители. После получения паспорта 14-летние дети хотят сами ставить свою подпись, это нормально. Дать им такую возможность на приеме у врача-стоматолога – отличное решение для начала приема.

Возможность самому брать ответственность за свое здоровье – сильная и действенная мотивация.

У ребенка в возрасте старше 12 лет происходит активный поиск и становление собственной личности, появляется стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим. Это должны четко понимать и родители, и врачи: сегодня это уже не ребенок, который держится за мамину юбку. Он наравне со взрослыми вами хочет решать вопросы: в какую клинику ехать, к какому врачу обратиться, как форму лечения предпочесть и т.д. Эту самостоятельность ни в коему случае нельзя подавлять. Тут в помощь только разговор в ключе «взрослый – взрослый». Плюс врачу в карму, если он сможет в доступной форме разъяснить весь процесс лечения, свойства материалов и их преимущества конечный результат.

Статистическая информация и полезные советы по лечению зубов у детей были озвучены в ходе обучающего мастер-класса по мотивации стоматологического здоровья у детей.

Exit mobile version