19.01.2023
19.01.2023

Зубная фея. Как победить страх стоматолога

logo
Здоровье детей
0
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Не секрет, что стоматолог – самый страшный из врачей. Его боятся и дети, и взрослые. Обращению за помощью к специалисту в большинстве случаев предшествует большая психологическая работа над собой, а лечение зубов случается тогда, когда дальше терпеть уже нет никакой возможности.

Как бы ни совершенствовалась стоматологическая служба, насколько комфортным и безболезненным не было бы лечение зубов, страх стоматолога словно на генетическом уровне предается из поколения в поколение. А когда речь заходит о стоматологическом осмотре или лечении зубов у детей, нелегко приходится всем: и родителям, и специалистам.

Как помочь ребенку победить страх зубного кресла? Что сделать, чтобы стоматологический осмотр прошел спокойно? Есть ли секреты лечения зубов у детей без крика и слез? Послушали эксперта д.м.н., профессора кафедры терапевтической стоматологии БелМАПО Ирину Луцкую и записали полезные советы.

С чем связан страх лечения зубов

страх лечения зубов

Стоматологическая помощь рано или поздно понадобится каждому человеку. Согласно медицинской статистике, кариес можно найти у каждого третьего человека независимо от возраста.

Почти у половины (48,3%) уже есть пломбы в зубах, из них у каждого 5-го пломбы с дефектами, поэтому нуждаются в замене.

Тем не менее не все сразу обращаются к стоматологу. И причины отказа от лечения зубов у каждого свои.

  • Подавляющее большинство потенциальных пациентов стоматологического кабинета – 41,2% – признаются, что испытывают страх перед бормашиной. Причем, бормашины как таковой давно уже нет. Сейчас это стоматологическая установка, стоматологический комплекс. А между тем страх перед несуществующей машиной остался, можно сказать, на генетическом уровне.
  • Каждый третий потенциальный клиент стоматолога (32,6%), как сказали бы на языке официальных документов, имеет низкую ответственность. Проще говоря, осознанно не заботится о состоянии и сохранении своего здоровья. Причины такого поведения могут быть разные, но суть от этого не меняется.
  • Еще 14,4% людей отказываются от визитов к стоматологу по состоянию здоровья, т.е. объективно на данный момент не могут заняться лечением зубов. Это больше касается взрослых, у детей эта причина встречается не так часто.
  • Страх стоматологического вмешательства испытывают 6,2% людей и поэтому до последнего откладывают визит к врачу.
  • Страх перед анестезией есть у 5,5% пациентов. Т.е. посетить врача им мешает потенциальная перспектива инъекций.

Парадокс, но некоторые современные родители вполне искренне считают, что молочные зубы у ребенка лечить не нужно. Мол, они временные, чего с ними возиться. Это очень вредное заблуждение. То, что больные молочные зубы могут стать причиной гибели постоянных зубов еще до их прорезывания, вовсе не шутки. И пусть в современном мире такое случается редко, зачем подвергать риску здоровье ребенка?

Кроме того, пораженные кариесом молочные зубы приводят к нарушению формирования прикуса, могут стать причиной развития или обострения хронических заболеваний.

И все же, надо отдать должное, подавляющее большинство родителей чувствуют свою ответственность, заботятся о здоровье своих детей и регулярно водят их на профилактические осмотры к стоматологу. Чего бы им это ни стоило.

Психологические аспекты лечения временных зубов

инструменты стоматолога

А поход к стоматологу может стоить действительно много… нервов и времени на уговоры.

  • Дети, никогда не лечившиеся у стоматолога, испытывают определенную тревогу и боязнь перед неизвестностью. Неизвестность всегда пугает. Ошибку делают взрослые, когда перед дверью кабинета начинают «успокаивать» малыша: не бойся, там тетя ничего плохого тебе не сделает. Вопреки ожиданиям, это приводит к совершенно противоположному эффекту, и ребенок, который лишь немного нервничал, начинает откровенно бояться.
  • В свою очередь малыши, знакомые с неприятными ощущениями в процессе лечения, проявляют страх перед конкретными манипуляциями – работой бормашины, проведением анестезии и др. В какой-то степени с этими детьми легче работать: когда знаешь, что именно пугает ребенка, можно проговорить страхи; если есть возможность, избежать применения тех или иных техник, инструментов. Постараться сделать процедуру максимально безболезненной.
  • Один из 10 детей, осмотренных стоматологом, категорически отказывается от лечения. Никакие доводы и аргументы не работают. Интересно, что сельские дети более положительно относятся к стоматологическим вмешательствам, будь то осмотр или лечение. По словам Ирины Луцкой, их можно характеризовать как более понятливых и более охотно идущих на контакт с врачом.
  • Каждый второй ребенок на приеме у стоматолога проявляет чувство тревоги, страха, что требует психологической коррекции со стороны врача.
  • Но есть и такие дети, кто настроено доброжелательно и по отношению к врачу, и к предстоящим необходимым манипуляциям. Они достаточно адекватно реагируют на стоматологический осмотр, внимательно относятся к состоянию своих зубов и задают врачу вопросы.

Чем и как унять страх стоматолога: рабочие лайфхаки

У каждого возраста свои мотивирующие аргументы. Ирина Луцкая вспомнила случай, когда ребенок детсадовского возраста на приеме ни за что не давал не то что лечить, даже внимательно осмотреть зубы. А на завтра сам попросил родителей отвести его к доктору. Почему? Оказалось, он представил, что в садике соревнование – кто самый смелый. Родители, воспитатели, товарищи в группе решили, что самый смелый – именно этот мальчик! Отличная мотивация, которую ребенок придумал сам для себя, и ею же воспользовался. Не все дети такие находчивые и сговорчивые сами с собой. Но это вполне рабочий вариант, который родители могут взять на заметку для своих детей и при случае использовать.

Ребенок в возрасте 3-5 лет подражает взрослым. Мама – самый важный авторитет для ребенка, и основная ответственность, как правильно настроить ребенка на осмотр, лечение, лежит на ней. Тем не менее в этом возрасте малыш довольно легко готов выполнять указания взрослых, если его вовлекают в игру.

маленькая девочка у стоматолога

Поэтому, чтобы стоматологический осмотр прошел спокойно, без криков и слез, детям такого возраста стоит поискать именно «детские» кабинеты: где много ярких цветных деталей – от медицинских перчаток до стоматологической установки. Яркие цвета привлекают, развлекают. И «страшный» кабинет становится не таким уж и страшным, а ярким и веселым.

Опытные детские стоматологи для приема таких детей имеют на всяких пожарный стилизованные игрушки или те, которые можно держать в руках во время осмотра для снятия психологических зажимов.

В крупных и не очень городах активно используется демонстрация мотивационно-информационных мультфильмов во время лечения в кабинете стоматолога или чтобы скрасить время ожидания приема. Это сравнительно недавние формы мотивации, но уже хорошо себя зарекомендовали. Любые мультфильмы вызывают интерес у ребенка, отвлекают от ненужных разговоров, мыслей и тем самым снимают нервное напряжение.

Можно ли ребенку обещать награду за лечение? Да, можно. Игрушку, которую он давно хотел и просил; поход в кино или цирк; какой-нибудь недорогой, но очень желанный девайс – в этом возрасте вознаграждение имеет едва ли не первостепенное значение.

А вот что касается сравнений и примеров: «Папа (друг, двоюродный брат, соседский мальчишка…) был маленьким и не боялся» – здесь надо быть очень осторожными. Нередко дети, особенно постарше, подростки, идут от обратного: им приводят кого-то в пример, они делают наоборот. Папа не боялся – а я боюсь и буду бояться. Такой протестный отказ от лечения.

У детей в возрасте 5-11 лет уже выражено чувство самостоятельности, они проявляют желание так или иначе участвовать в процессе.

младший школьник у стоматолога

Расположить к себе ребенка, вызвать доверие, можно дав ему возможность, например, выбрать цвет пломбы, а после лечения – самому на модели «запломбировать» зуб. Здесь очень важно не обмануть доверие ребенка, выполнить его решение: зеленая пломба – значит, должна стоять зеленая.

У детей в этом возрасте выражено чувство долга и стремление к самостоятельному решению поставленных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы. Поэтому если дать почувствовать ребенку, что к нему относятся с пониманием и он является непосредственным участником, а возможно, даже и руководителем процесса лечения, успех, положительное впечатление и отсутствие страха перед врачом гарантированы.

Также сегодня широко используются дигитальные компьютерные средства для диагностики и мотивации к лечению и профилактике: когда, например, пациент имеет возможность на большом экране видеть увеличенное изображение полости рта, что позволяет четко рассмотреть даже маленькие «темные пятна» – кариозные полости, а также зубной налет и камень. Учитывая приверженность современных детей разного рода гаджетам, такое «кино», безусловно, вызовет интерес у маленького пациента. Также это дает возможность наблюдать за процессом лечения собственными глазами. Столь активное участие в лечебном процессе повышает мотивацию ребенка к хорошему поведению. Поэтому если у родителей есть желание оставить хорошее впечатление у ребенка от посещения стоматолога, есть смысл отвести его на прием к врачу, где лечебный процесс визуализируется на экране.

Для подростков 12-18 лет уже понадобится «тяжелая артиллерия». Их стилизованными игрушками и «кино» на большом экране не возьмешь. Этому возрасту характерно становление личности, проявление собственной инициативы. Например, у детей младшего возраста мотивированное согласие на вмешательство подписывают родители или законные представители. После получения паспорта 14-летние дети хотят сами ставить свою подпись, это нормально. Дать им такую возможность на приеме у врача-стоматолога – отличное решение для начала приема.

подросток у зубного врача

Возможность самому брать ответственность за свое здоровье – сильная и действенная мотивация.

У ребенка в возрасте старше 12 лет происходит активный поиск и становление собственной личности, появляется стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим. Это должны четко понимать и родители, и врачи: сегодня это уже не ребенок, который держится за мамину юбку. Он наравне со взрослыми вами хочет решать вопросы: в какую клинику ехать, к какому врачу обратиться, как форму лечения предпочесть и т.д. Эту самостоятельность ни в коему случае нельзя подавлять. Тут в помощь только разговор в ключе «взрослый – взрослый». Плюс врачу в карму, если он сможет в доступной форме разъяснить весь процесс лечения, свойства материалов и их преимущества конечный результат.

Статистическая информация и полезные советы по лечению зубов у детей были озвучены в ходе обучающего мастер-класса по мотивации стоматологического здоровья у детей.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».