02.09.2021
02.09.2021

Как совместить учебу и досуг без вреда здоровью. Почему школьнику важно соблюдать режим дня

logo
Воспитание детей
0 118
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Детство – период в жизни человека, когда закладываются основы его будущего здоровья, личностного развития, образования. Насколько крепким будет фундамент, зависит от многих факторов, в том числе от эффективной организации времени и оптимального распорядка дня.

Для гармоничного развития и укрепления здоровья у ребенка ежедневно должно быть достаточно времени для прогулок на свежем воздухе, физической активности, пассивного отдыха и сна. Удачно вплести в этот «узор» учебу в школе, выполнение домашних заданий, развивающие кружки, занятия по интересам – тот еще квест, который каждый год с приходом сентября предстоит решать родителям и детям.

карповичКак режим дня влияет на здоровье и развитие ребенка? Что обязательно следует учесть при составлении распорядка дня, особенно у детей начальных классов? И как в действительности организовано время у большинства современных школьников? Журналисту портала Здоровые люди рассказала младший научный сотрудник лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Наталья Карпович.

Хорошо (р)лежим

подросток валяется на кровати

Строго говоря, режим дня – это спланированная последовательность и продолжительность различных видов деятельности в течение суток. Однако в современных реалиях различные виды деятельности, их последовательность и продолжительность имеют весьма своеобразное выражение.

– Стремительное развитие информационных технологий существенно изменило условия роста и развития подрастающего поколения, – говорит Наталья Карпович. – Большинство современных детей не представляют свою жизнь без электронных гаджетов, отлично в них ориентируются, много времени проводят в интернете, находя там разнообразную информацию, развлечения и общение. В свою очередь современные родители стремятся обеспечить детям наилучшее образование, поэтому нередко уже младшие школьники помимо основных школьных предметов дополнительно изучают иностранные языки, основы программирования и робототехники.

Глобальная «компьютеризация» не могла не отразиться и на досуге современных детей, подчеркивает эксперт.

здоровье школьника

Например, исследования, выполненные в разных странах мира, свидетельствуют о том, что свободное время нынешних детей и подростков всё чаще не связано с физической активностью, как это было еще пару-тройку десятков лет назад. Предпочтение отдается играм на компьютере и смартфоне, просмотру видеороликов и телевизионных передач, общению в социальных сетях и мессенджерах. Вместе с тем гиподинамия, ежедневное длительное использование электронных устройств сами по себе негативно сказываются на развитии детей. А в сочетании с высокими умственными нагрузками в течение учебного года они в разы увеличивают риск развития нарушений в состоянии здоровья.

Особенно непросто приходится детям начальных классов, которые только начинают обучение в школе. Период адаптации к новым условиям и обстоятельствам сопряжен для них с:

  • обилием впечатлений и соответственно, эмоциональными колебаниями;
  • необходимостью соблюдать новые, более строгие правила поведения;
  • длительным пребыванием в неподвижной позе;
  • интенсивной умственной нагрузкой.

Рациональная организация времени и распорядка дня для младшеклассников – фактически залог успешной адаптации к школе, сохранения и укрепления здоровья. Но что мы имеем в реальности?

На прогулки времени нет, на смартфоны – есть

активность детей

Чтобы определить основные характерные черты режима дня современных детей, в разных городах Беларуси был проведен опрос учеников младших классов. Всего в исследовании приняли участие 1300 детей в возрасте от 6 до 10 лет. Оказалось, что практически половина из них проводят на свежем воздухе менее 2 часов в день. В том числе 10% школьников отметили, что совсем не гуляют на свежем воздухе в течение дня, потому что не имеют на это времени!

– Чаще всего об этом заявляли ученики третьих (17%) и четвертых (13%) классов, – пояснила Наталья Карпович. – Вероятно, это связано с возрастанием учебной нагрузки, но также и с уменьшением участия родителей и школы в организации режима дня детей, увеличением времени использования электронных устройств. Например, каждый десятый ребенок из опрошенных признался, что проводит со смартфоном, планшетом, за компьютером или у телевизора суммарно более 3 часов в день. И чем старше дети, тем это показатель выше: среди учеников 3-х и 4-х классов три и более часа с гаджетами проводят 15% детей.

Далее, значительное количество времени (после школьных уроков и времяпрепровождения с электронными девайсами) дети отводят подготовке домашнего задания: каждый третий из опрошенных школьников регулярно посвящает выполнению домашнего задания более полутора часов. У 5% участников опроса «домашка» отнимает более 2,5 часа ежедневно. А это ни много ни мало более 10% суточного бюджета времени!

Характерной чертой образа жизни современных школьников можно назвать и высокую популярность различных организованных дополнительных занятий по интересам. Плюс в том, что среди них достаточно востребованы спортивные, танцевальные и прочие секции, которые предполагают высокую физическую активность: до 70% опрошенных детей посещают именно такие занятия.

Вместе с тем половина школьников дополнительно занимается в студиях художественного и технического творчества, 14% из них посещают кружки 3 и более раза в неделю. Занятия, которые требуют усидчивости, высокой концентрации, внимания, умственного напряжения, могут справедливо рассматриваться как фактор риска нарушений осанки и зрения в связи с дополнительными зрительными и статическими нагрузками.

распорядка дня школьников

И, наконец, серьезная проблема, которая имеет тенденцию к возрастанию – недостаток сна у современных школьников. Например, каждый третий из опрошенных детей ложится спать позже 22 часов, в том числе 7% – позже 23 часов. В общей сложности дефицит ночного сна в течение рабочей недели из-за позднего отбоя характерен почти каждому 4-му ученику начальной школы.

– Если обобщить результаты опроса, то отклонения от рекомендованного распорядка дня для младших школьников, увы, обычное дело, – констатирует Наталья Карпович. – Учебная нагрузка, которая включает выполнение домашнего задания и дополнительное образование, а также длительное ненормированное ежедневное использование гаджетов создают дефицит времени, который приводит к сокращению (или полному отсутствию) прогулок на свежем воздухе и недостатку ночного сна. А это прежде всего ставит под удар здоровье ребенка, его физическое и психическое благополучие в будущем. Есть лишь один способ вывести ребенка из зоны риска, и это задача родителей: продумать распорядок дня, учитывая индивидуальные особенности и образ жизни семьи, при этом всячески помогать школьнику его придерживаться.

Что нужно учесть при составлении распорядка дня

Распорядок дня школьника

Планируя режим дня школьника, необходимо соблюсти ряд основных моментов, считает эксперт:

  • оптимально организовать 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи не более 3,5 – 4 часов;
  • отход ко сну должен быть не позднее 21.00 – 22.00, продолжительность ночного сна не менее 9 часов (оптимально от 9 до 11) для школьников младших классов, не менее 7-8 часов – для детей старше 10 лет. Для детей 6-летнего возраста необходимо предусмотреть дневной сон;
  • продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 2 часов в день, при этом включать различные виды двигательной активности (ходьба прогулочным шагом, подвижные игры и т.д.);
  • ограничение «экранного времени» (для детей начальной школы – не более 1 часа в день);
  • утренняя гимнастика должна стать такой же привычкой, как утренние гигиенические процедуры. Даже 5 – 10 минут несложных упражнений помогают улучшить настроение и работоспособность ребенка.

Планируя режим дня, основные и дополнительные учебные нагрузки, родителям важно не забывать, что в детском возрасте закладывается не только фундамент образования, но и основы его физического и психического здоровья. А значит, ежедневно у ребенка должно быть достаточно времени для прогулок, подвижных игр, отдыха и сна.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 118

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».