29.11.2021
29.11.2021

Гиподинамия у детей и подростков: причины, последствия, профилактика

logo
Здоровье детей
0 176
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Примерно четверть пациентов на прием к детскому врачу-эндокринологу приходят из-за лишнего веса. Проблема особенно обострилась за последние 2 года. Тому есть ряд причин. Одну из них – гиподинамию – справедливо называют бичом XXI века. Низкая двигательная активность приводит не только к появлению избыточного веса и развитию ожирения, но также увеличивает риск неинфекционных заболеваний, зачатки которых нередко закладываются в раннем детстве.

Почему профилактика гиподинамии имеет ключевое значение для гармоничного развития и здоровья детей? Каковы причины низкой двигательной активности у детей? Есть ли нормы двигательной активности? Кто и что может убедить ребенка больше двигаться? О причинах, последствиях и профилактике гиподинамии журналист портала Здоровые люди узнала от заведующей кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО, к.м.н., доцента Елены Гузик и заведующей городским детским амбулаторным эндокринологическим отделением 2-й городской детской клинической больницы г. Минска, врача-эндокринолога высшей квалификационной категории Елены Кислой.

Что такое гиподинамия, и чем она опасна

Гиподинамия

Под гиподинамией понимают низкую двигательную активность, вследствие чего нарушается нормальное функционирование организма и возникает угроза развития патологических состояний. Наибольший риск негативных последствий, в том числе отдаленных, имеет гиподинамия в детском возрасте.

По рекомендациям ВОЗ, для нормального психофизического развития детям от 5 лет и старше необходимо не менее 1 часа в день посвящать двигательной активности. Причем, перемещения из комнаты в комнату или из одного классного кабинета в другой не в счет. Подразумеваются умеренные физические нагрузки: это могут быть уроки физкультуры, пешие или велопрогулки, игры на детской площадке или занятия в спортивных секциях и т.д. Однако проведенное в 2018 году исследование ВОЗ, в котором были задействованы 45 европейских стран и порядка 230 тысяч детей и подростков, показало, что лишь 19% детей выполняют часовую норму двигательной активности.

КислаяЕлена Кислая:

По медицинским данным за 2020 год, в Беларуси около 7% детей школьного возраста и порядка 4% дошкольников имеют диагностированное ожирение. Еще у 25% детей от общего количества зафиксирована избыточная масса тела. Эти цифры сопоставимы с аналогичными мировыми показателями. В глобальном смысле нет различий и в причинах проблемы: это существенное увеличение и доступность пищевых продуктов, включая высококалорийные, а также значительное снижение физической и двигательной активности за последние 100 лет.

Гузик– Вместе с тем недостаток двигательной активности приводит не только к набору избыточной массы тела и ожирению, – поясняет Елена Гузик. – Гиподинамия доказанно является фактором риска развития заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной систем... В отношении взрослых речь идет даже о болезни Альцгеймера, для профилактики которой рекомендуется обеспечивать в числе прочего ежедневную адекватную двигательную активность.

Причины гиподинамии

Есть ряд причин, которые могут способствовать (а в современных условиях и способствуют) гиподинамии у детей.

ребенок на качели

Прежде всего это средовые факторы, т.е. отсутствие условий для обеспечения оптимальной двигательной активности. Причем, для профилактики гиподинамии эти условия должны быть созданы как дома, так и в детском саду, школе и других местах, где ребенок вынужден проводить значительную часть времени.

– Что касается школ, в Беларуси во всех учреждениях образования страны эти условия созданы и соблюдены, – говорит Елена Гузик. – Школьной программой предусмотрены два урока физкультуры в неделю и один так называемый час здоровья и спорта. Сегодня идут активные обсуждения о необходимости приобщения как можно большего числа школьников к занятиям плаванием. Кроме того, оговаривается, что во время уроков должны быть физкультминутки, а также организованы, помимо основных занятий физкультурой, и дополнительные, факультативные – спортивные секции, кружки, соревнования, динамические перемены, час здоровья и спорта в группах продленного дня и т.д.

Но мы должны четко понимать, что только лишь школа проблему недостатка двигательной активности у современных детей не решит.

Отсюда другая причина: дефицит свободного времени. В Беларуси действуют санитарно-гигиенические нормативы, согласно которым время подготовки домашних заданий для учеников 5-6-х классов не должно занимать больше 2 часов в день, для учеников 7-8-х классов – 2,5 часа, для учеников 9-11-х классов – не более 3 часов в день. Однако исследования белорусских гигиенистов показывают, что примерно 15% школьников 5-11-х классов отводят на подготовку домашнего задания не меньше 3-4 часов ежедневно, еще 15% детей уделяют самоподготовке более 4 часов в день. И это помимо уроков в школе! А если еще учесть занятия у репетиторов, на факультативах и время, отведенное на прочие дополнительные образовательные услуги, стоит ли удивляться, что на игры и прогулки на свежем воздухе времени почти не остается.

– Дети должны двигаться, – подчеркивает Елена Гузик. – Если ребенок сидит больше часа на одном месте – это уже фактор риска негативных последствий гиподинамии. А если он сидит 3-4 часа? Конечно, это неблагоприятно для формирования всех систем организма, для его функционирования, повышает риск развития патологий.

Еще одна проблема, о которой нельзя умолчать, – гаджеты. Но не электронные цифровые устройства вредны сами по себе. Современная жизнь без них немыслима и в общем бесперспективна. Негативные последствия для психофизического здоровья детей возникают из-за бесконтрольного ненормированного времяпрепровождения с гаджетами. Поэтому в первую очередь решение этой проблемы находится в зоне ответственности родителей.

Еще одной причиной, которая актуализировала проблему гиподинамии, по словам Елены Кислой, стала ситуация с пандемией COVID-19 и вынужденной самоизоляцией, особенно в прошлом 2020 году. Многие дети либо прекратили посещать спортивные секции и кружки, больше времени проводили дома, а почти единственным выбором досуга стали все те же гаджеты.

Сейчас ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, но избавляться от последствий вынужденного дефицита двигательной активности придется еще очень долго.

Профилактика недостатка двигательной активности

бассейн

Вроде все понятно: недостаток двигательной активности можно компенсировать только одним способом – больше двигаться. И вообще, движение – это жизнь.

– Но надо понимать, что это проблема, которую нельзя решить приказом или обязательством. Это неправильно, некорректно, да и не получится, – подчеркивает Елена Гузик. – Нужно также понимать, что профилактика гиподинамии не сводится только лишь к урокам физкультуры или занятиям спортом. Любая активность будет давать положительный результат, если она в удовольствие. То есть надо позволить ребенку самому решить, что ему ближе: танцы, пешие прогулки, катание на велосипеде, занятия в бассейне, спортивное ориентирование… Все, что угодно, лишь бы не сидеть на месте. И, главное, это не должно быть «из-под палки». Должна быть заинтересованность. А ее формируют удовольствие и… личный пример родителей.

спортивная семья

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 176

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».