Site icon Здоровые люди

Гиподинамия у детей и подростков: причины, последствия, профилактика

Гиподинамия

Примерно четверть пациентов на прием к детскому врачу-эндокринологу приходят из-за лишнего веса. Проблема особенно обострилась за последние 2 года. Тому есть ряд причин. Одну из них – гиподинамию – справедливо называют бичом XXI века. Низкая двигательная активность приводит не только к появлению избыточного веса и развитию ожирения, но также увеличивает риск неинфекционных заболеваний, зачатки которых нередко закладываются в раннем детстве.

Почему профилактика гиподинамии имеет ключевое значение для гармоничного развития и здоровья детей? Каковы причины низкой двигательной активности у детей? Есть ли нормы двигательной активности? Кто и что может убедить ребенка больше двигаться? О причинах, последствиях и профилактике гиподинамии журналист портала Здоровые люди узнала от заведующей кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО, к.м.н., доцента Елены Гузик и заведующей городским детским амбулаторным эндокринологическим отделением 2-й городской детской клинической больницы г. Минска, врача-эндокринолога высшей квалификационной категории Елены Кислой.

Что такое гиподинамия, и чем она опасна

Гиподинамия

Под гиподинамией понимают низкую двигательную активность, вследствие чего нарушается нормальное функционирование организма и возникает угроза развития патологических состояний. Наибольший риск негативных последствий, в том числе отдаленных, имеет гиподинамия в детском возрасте.

По рекомендациям ВОЗ, для нормального психофизического развития детям от 5 лет и старше необходимо не менее 1 часа в день посвящать двигательной активности. Причем, перемещения из комнаты в комнату или из одного классного кабинета в другой не в счет. Подразумеваются умеренные физические нагрузки: это могут быть уроки физкультуры, пешие или велопрогулки, игры на детской площадке или занятия в спортивных секциях и т.д. Однако проведенное в 2018 году исследование ВОЗ, в котором были задействованы 45 европейских стран и порядка 230 тысяч детей и подростков, показало, что лишь 19% детей выполняют часовую норму двигательной активности.

Елена Кислая:

По медицинским данным за 2020 год, в Беларуси около 7% детей школьного возраста и порядка 4% дошкольников имеют диагностированное ожирение. Еще у 25% детей от общего количества зафиксирована избыточная масса тела. Эти цифры сопоставимы с аналогичными мировыми показателями. В глобальном смысле нет различий и в причинах проблемы: это существенное увеличение и доступность пищевых продуктов, включая высококалорийные, а также значительное снижение физической и двигательной активности за последние 100 лет.

– Вместе с тем недостаток двигательной активности приводит не только к набору избыточной массы тела и ожирению, – поясняет Елена Гузик. – Гиподинамия доказанно является фактором риска развития заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной систем... В отношении взрослых речь идет даже о болезни Альцгеймера, для профилактики которой рекомендуется обеспечивать в числе прочего ежедневную адекватную двигательную активность.

Причины гиподинамии

Есть ряд причин, которые могут способствовать (а в современных условиях и способствуют) гиподинамии у детей.

Прежде всего это средовые факторы, т.е. отсутствие условий для обеспечения оптимальной двигательной активности. Причем, для профилактики гиподинамии эти условия должны быть созданы как дома, так и в детском саду, школе и других местах, где ребенок вынужден проводить значительную часть времени.

– Что касается школ, в Беларуси во всех учреждениях образования страны эти условия созданы и соблюдены, – говорит Елена Гузик. – Школьной программой предусмотрены два урока физкультуры в неделю и один так называемый час здоровья и спорта. Сегодня идут активные обсуждения о необходимости приобщения как можно большего числа школьников к занятиям плаванием. Кроме того, оговаривается, что во время уроков должны быть физкультминутки, а также организованы, помимо основных занятий физкультурой, и дополнительные, факультативные – спортивные секции, кружки, соревнования, динамические перемены, час здоровья и спорта в группах продленного дня и т.д.

Но мы должны четко понимать, что только лишь школа проблему недостатка двигательной активности у современных детей не решит.

Отсюда другая причина: дефицит свободного времени. В Беларуси действуют санитарно-гигиенические нормативы, согласно которым время подготовки домашних заданий для учеников 5-6-х классов не должно занимать больше 2 часов в день, для учеников 7-8-х классов – 2,5 часа, для учеников 9-11-х классов – не более 3 часов в день. Однако исследования белорусских гигиенистов показывают, что примерно 15% школьников 5-11-х классов отводят на подготовку домашнего задания не меньше 3-4 часов ежедневно, еще 15% детей уделяют самоподготовке более 4 часов в день. И это помимо уроков в школе! А если еще учесть занятия у репетиторов, на факультативах и время, отведенное на прочие дополнительные образовательные услуги, стоит ли удивляться, что на игры и прогулки на свежем воздухе времени почти не остается.

– Дети должны двигаться, – подчеркивает Елена Гузик. – Если ребенок сидит больше часа на одном месте – это уже фактор риска негативных последствий гиподинамии. А если он сидит 3-4 часа? Конечно, это неблагоприятно для формирования всех систем организма, для его функционирования, повышает риск развития патологий.

Еще одна проблема, о которой нельзя умолчать, – гаджеты. Но не электронные цифровые устройства вредны сами по себе. Современная жизнь без них немыслима и в общем бесперспективна. Негативные последствия для психофизического здоровья детей возникают из-за бесконтрольного ненормированного времяпрепровождения с гаджетами. Поэтому в первую очередь решение этой проблемы находится в зоне ответственности родителей.

Еще одной причиной, которая актуализировала проблему гиподинамии, по словам Елены Кислой, стала ситуация с пандемией COVID-19 и вынужденной самоизоляцией, особенно в прошлом 2020 году. Многие дети либо прекратили посещать спортивные секции и кружки, больше времени проводили дома, а почти единственным выбором досуга стали все те же гаджеты.

Сейчас ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, но избавляться от последствий вынужденного дефицита двигательной активности придется еще очень долго.

Профилактика недостатка двигательной активности

Вроде все понятно: недостаток двигательной активности можно компенсировать только одним способом – больше двигаться. И вообще, движение – это жизнь.

– Но надо понимать, что это проблема, которую нельзя решить приказом или обязательством. Это неправильно, некорректно, да и не получится, – подчеркивает Елена Гузик. – Нужно также понимать, что профилактика гиподинамии не сводится только лишь к урокам физкультуры или занятиям спортом. Любая активность будет давать положительный результат, если она в удовольствие. То есть надо позволить ребенку самому решить, что ему ближе: танцы, пешие прогулки, катание на велосипеде, занятия в бассейне, спортивное ориентирование… Все, что угодно, лишь бы не сидеть на месте. И, главное, это не должно быть «из-под палки». Должна быть заинтересованность. А ее формируют удовольствие и… личный пример родителей.

Exit mobile version