Site icon Здоровые люди

Отцы и дети. Как избежать конфликта поколений

Конфликт поколений – вечная тема родительско-детских отношений. Но сегодня она приобрела особую актуальность. Взять хотя бы последние 30 лет. За этот период родились и подрастают два новых поколения – Z, или зумеры, и A (альфа).

Их представители кардинально отличаются от тех, кому сейчас около 40, кто и сам еще молод и старается идти в ногу со временем. Но избежать конфликта поколений и оставаться «на одной волне» с современными подростками получается не у всех и не всегда.

Почему? Чем отличаются «зумеры» и «альфа» от своих предшественников «миллениалов»? Как найти между ними точки соприкосновения? Зачем вообще это нужно? Об этом и многом другом журналист портала «Здоровые люди» узнала от ведущего научного сотрудника лаборатории основ стандартизации и медицинских технологий БелМАПО Марины Солтан.

Особенности поколений

По версии российской школы теории поколений RuGenererations, которую можно экстраполировать и на Беларусь, в России сейчас живут представители 6 поколений:

  • молчаливое поколение (1923 – 1943 г.р.);
  • поколение беби-бумеров (1943 – 1963 г.р.);
  • поколение Х (1963 – 1984 г.р.);
  • поколением миллениум, или Y (1984 – 2000 г.р.);
  • поколение Z, или зумеры (2000 – 2015 г.р.);
  • поколение А (альфа) (с 2011 г.р.).

Именно два последних поколения имеют особенности, которые разительно отличают их от предшественников.

Во-первых, мы уже не раз писали об этом, современные дети и подростки, в отличие от своих сверстников из других поколений, имеют больше проблем со здоровьем: они чаще страдают от метаболических нарушений и избыточного веса, проблем с осанкой, плоскостопия, аномалий рефракции и расстройств поведения… К сожалению, этот список можно продолжить.

Во-вторых, при высокой информированности современных детей и подростков о факторах риска для здоровья (нерегулярное питание, гиподинамия, недостаточный сон, вредные привычки, злоупотребление гаджетами) они в гораздо меньшей степени переносят эти знания на себя. Иными словами, юные зумеры знают, что нужно (или не нужно) делать, чтобы оставаться здоровым, но не делают этого. Это подтверждают результаты исследования, которое провели в 2019 году сотрудники Белорусского государственного медицинского университета.

Они опросили учеников 8-11 классов минских школ, знают ли они о том, как негативно сказывается на здоровье нерегулярное питание, низкая двигательная активность, недостаток сна и курение. В итоге оказалось:

  • О том, что огрехи в питании напрямую вредят здоровью, знает каждый второй школьник из опрошенных. При этом принципы регулярного, разнообразного и полноценного питания соблюдает только треть детей.
  • О вредных последствиях гиподинамии в курсе 85% подростков. Но лишь немногим больше 60% опрошенных посещают спортивные кружки и секции и в целом ведут активный образ жизни.
  • О том, как важен для растущего организма полноценный ночной сон, знают почти 90% учеников 8-11 классов. При этом в среднем каждый второй подросток не досыпает. Примечательно, что острый дефицит сна испытывают ученики 8 и 11 классов (в этой группе опрошенных лишь 25% детей спят столько, сколько это необходимо). Среди 9-классников регулярно не досыпают 45% учеников, среди 10-классников – почти 40%.
  • Практически все дети старшей школы знают о вреде курения. При этом среди 8-9-х классов не курят 70% учеников, среди 10-х – 56%. Хуже всего дело обстоит в среде 11-классников. Здесь те, кто ни разу не практиковал табакокурение, в меньшинстве – всего 46,8%.

- Какой вывод мы из этого можем сделать? – задается вопросом Марина Солтан, которая была одним из соавторов исследования. - Уровень информированности современных подростков о факторах риска для здоровья достаточно высок. В этом есть заслуга и родителей, и педагогов, и школьных психологов… То есть идет активная работа среди детей и подростков по информированию и продвижению принципов ЗОЖ. Но судя по результату, нам всем работать уже не столько над донесением знаний, сколько над мотивацией подростков, чтобы эти знания превращались в результат. И вот тут как раз-таки необходимо учитывать особенности поколения, с которым мы имеем дело – поколением Z и A.

Дети поколений Z и A

Так кто же они, дети новых поколений? Что делает их особенными и почему это нужно учитывать, выстраивая с ними диалог?

  • Это дети мультимедийных технологий. «Цифровые люди, которые появились на свет с кнопкой на пальце». Вспомните, еще 30 лет назад мобильный телефон был роскошью, доступной единицам. Сегодня – это девайс, на котором завязано буквально все – коммуникации, работа, досуг… Сегодня в обращении с электронными гаджетами любой дошколенок даст фору взрослому. Современные подростки без проблем заводят новые знакомства и общаются в виртуальном пространстве, но в реальной жизни нередко испытывают трудности с коммуникацией.
  • Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Они не приветствуют текстовую информацию, а предпочитают смотреть или слушать короткие аудио- или видеоролики (клипы).
  • Основной источник информации для них – интернет. Зумеры способны обрабатывать большие объемы информации. При этом полученные знания не носят фундаментального характера, часто они прикладные, чтобы решить задачу здесь и сейчас.
  • Для зумеров не существует шаблонов и ограничений, принципов и устойчивых взглядов. Это поколение Digital, стартапов и креативного мышления. Мыслить нестандартно – это как раз о них.
  • Воспитание современных детей и подростков – это уже не безусловная прерогатива родителей. Родитель, как и любой взрослый – не непререкаемый авторитет. Огромное влияние на подростков оказывают так называемые лидеры мнений в электронном информационном пространстве, блогеры с многомиллионной аудиторией (YouTube, TikTok, Instagram). А также ровесники, которые смогли «распиарить» себя в социальных сетях.
  • Характерное отличие нынешних подростков от всех предшественников – полное отсутствие своей точки зрения на любую из важных тем.

- Учитывая все особенности современных детей и подростков, и в воспитании, и в профилактической работе необходимо использовать новые методы и подходы, - убеждена Марина Солтан. – Иначе мы будем иметь то, что имеем: почти 100-процентный уровень информированности, но меньше половины будет применять полученные знания на благо собственного здоровья. Лекции и беседы взрослых, даже значимых, каким бы профессиональным или жизненным опытом они ни обладали, уже не эффективны.

Как общаться с современным подростком

По мнению Марины Солтан, для любого взрослого при общении с детьми и подростками сегодня актуально руководствоваться следующими правилами:

  • Любая информация, которую вы пытаетесь донести до ребенка, должна быть не размытой, а четкой и конкретной, по принципу: бери и делай или же делай, как я.
  • Ребята поколений Z и A настроены на мгновенное вознаграждение за выполненное задание – им нужна постоянная поддержка и похвала, которые подпитывают мотивацию продолжать в том же духе. Работать на будущий результат и бонус в перспективе они не любят.
  • Информация, которую нужно им донести, должна быть краткой, конкретной. И лучше воспринимается не текстовая инфа, а видео или аудио, причем коротко.
  • Активнее используйте социальные сети и месседжеры для налаживания коммуникации. Они там «на своей территории».
  • Ориентируйтесь на более активные формы воспитания и профилактической работы, чтобы увлечь современных детей (активные лекции, тренинги, ролевые игры, мозговые штурмы, квесты и проч.). Это актуально и для внутрисемейных отношений. Как ни крути, а современному подростку нужен современный родитель: креативный, активный, раскрепощенный.

Фрагмент из фильма "Курьер". kinopoisk.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOKTwitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь

Exit mobile version