Site icon Здоровые люди

Чем слово наше отзовется. Речевые нарушения

Речевые нарушения

Почему одни люди умеют правильно излагать мысли, а другие ужасно косноязычны? Почему у одних получается экспромтом говорить так, будто они книгу читают, а другие и двух слов связать не могут? Могут ли дефекты произношения влиять на грамотность устной и письменной речи? Правда ли, что дети с речевыми нарушениями хуже учатся?

О том, как развитие и дефекты речи влияют на нашу способность к общению и обучению, мы узнали у ассистента кафедры детской неврологии БелМАПО Алисы Кудлач.

к содержанию ↑

Нарушение речи у детей

Причины речевых нарушений

Для начала стоит напомнить, что речь – высшая психическая функция человека, которая формируется в процессе жизни и является опосредованной, т.е. на ее развитие влияют другие высшие психические функции: гнозис, праксис, внимание, память, мышление, интеллект.

к содержанию ↑

Причины речевых нарушений

Если человек не выговаривает какую-то букву, т.е. есть проблемы с дикцией, произношением, или не умеет связно изложить мысль, это прежде всего может свидетельствовать об отсутствии своевременной и правильной коррекции нарушений. Чем раньше проводится полномасштабная коррекция, тем более оптимистичны прогнозы по исправлению речевых дефектов, подчеркивает эксперт.

Нарушения дикции могут быть связаны с врожденными особенностями речевого аппарата: короткие уздечки, «заячья губа» (расщелина губы или хейлосхизис), «волчья пасть» (расщелина нёба) и др. Т.е. дефекты, которым необходима хирургическая коррекция. Если коррекция не проведена или проведена плохо, остаются определенные речевые нарушения, например, ринофония – гнусавость.

Что касается невыговаривания букв или, скажем так, особенностей произношения, здесь могут быть варианты причин: логопедическая коррекция не проводилась или проводилась не в должном объеме, – объясняет Алиса Кудлач. – Или причина кроется в «легкой органике»: неправильной иннервации речевого аппарата, повышенном тонусе в языке, тонусе лицевой мускулатуры, что затрудняет сам процесс произношения. Это может быть и перинатальное поражение у ребенка. В принципе, особенности произношения – картавость, гнусавость и прочее – не сильно влияют на качество жизни. Можно сравнить с плоскостопием – сформировалось, есть, жить можно, но карьера профессионального бегуна не светит. Так и с произношением: жить не мешает, но диктором на телевидение уже не возьмут.

Другой момент – неумение связно говорить, невосприятие сложных речевых конструкций, неспособность составить рассказ и т.д.

Причины можно условно разделить на два варианта:

  1. Проблема в определенной социальной, социально-педагогической запущенности. При этом все высшие психические функции у человека сохранны. Попросту в детстве ребенком не занимались (очень много ярких примеров таких нарушений среди детей из неблагополучных семей).
  2. Врожденные легкие, неочевидные нарушения, скажем так, выстраивания речи. С ними человек может и школу закончить, и институт, не исключено, что даже с красным дипломом. И работать главным бухгалтером или прорабом на стройке, или на любой другой должности в той сфере, где ему не придется рассказы писать или читать лекции перед большой аудиторией.
к содержанию ↑

Нарушения устной речи

к содержанию ↑

Нарушения внешнего и внутреннего оформления мысли

Устная речь включает два компонента:

  • Внешнее оформление высказывания, речевая (фонационная) продукция – то, что человек произносит и как произносит;
  • Внутреннее оформление высказывания – то, что происходит в голове.

Варианты внешних нарушений, как правило, более легкие и корректируемые: нарушение силы, высоты, тембра голоса, темпа ритмической организации – заикание.

К довольно распространенным вариантам относится дислалия.

Это речевое нарушение, обусловленное нарушением слухового восприятия. Ребенок плохо различает на слух фонемы, например, не слышит разницы между звуками ш и щ, соответственно, он и слова с ним произносит неправильно. Т.е. в головном мозге есть легкие нарушения отбора звуков, неправильного их сочетания, поэтому и речевая продукция неправильная. Причиной внешних нарушений речи может быть и анатомический дефект (короткая уздечка).

Также к нарушениям речевой продукции относится дизартрия. Как правило, она имеет в основе неврологические нарушения. Может отмечаться и у детей, и у взрослых. Дизартрия – невнятная речь, как будто рот полон каши.

Тяжелая степень этого нарушения – анартрия, характеризуется полной невозможностью произнести звук, слово. Человек очевидно хочет и стремиться что-то сказать, шевелит губами, а слов не слышно. Анартрия может быть следствием повреждения нервов, которые иннервируют голосовые связки (например, при операции на головном мозге или из-за инфекции: та же болезнь Лайм-боррелиоза может дать осложнения в виде анартрии) – человек все понимает, сказать хочет, но не может.

Самым частым вариантом нарушения внутреннего оформления высказывания является алалия – поражение доречевых центров (восприятия, продукции речи на ранних этапах). Есть еще понятие афазии – это поражение речевых центров уже на определенном сформировавшемся уровне.

Сегодня в ходу такое понятие, как дисфазия развития, – говорит Алиса Кудлач. – Как и афазия, дисфазия подразумевает поражение уже существующего. То есть речевая продукция уже есть, но что-то случилось: травма, инсульт, инфекция или что-то еще, что повлияло на речевой центр и привело к нарушениям, к тому, что распалось уже существующее. Афазия – это полный распад. Дисфазия – частичный. Поэтому диагноз афазии и дисфазии правомерен с четырехлетнего возраста, когда уже есть какая-то речевая продукция.

Есть еще нарушение речи, которое называется семантически-прагматическое расстройство. В общей классификации оно стоит отдельно, его нельзя отнести ни к внешним, ни к внутренним нарушениям речи. Что оно из себя представляет и чем оно такое интересное? При семантически-прагматическом расстройстве восприятие речи сохранное, сохранный грамматически правильный язык.

Но если вспомнить, что у речи есть много функций, самая главная из которых коммуникативная, то семантически-прагматическое расстройство – это нарушение речи, при котором у речевой продукции чувствительность к коммуникативной ситуации, к коммуникации крайне низкая, – объясняет Алиса Кудлач. – То есть речь становится просто инструментом для осуществления какой-то жизнедеятельности и не более. При этом расстройстве для ребенка или уже взрослого человека абсолютно непонятны такие вещи, как переносный смысл, ирония, эмпатия в речи, интонации…

Один из ярких примеров, который любят в литературе: синдром Аспергера (расстройство аутистического спектра). Или синдром коктейльной вечеринки, когда болтовни много, но в ней нет особого смысла и содержания, будто человек перебрал с алкоголем и его понесло. Такое речевое нарушение встречается при определенных генетических дисфункциях, пороках развития центральной нервной системы: человек говорит много, «прыгает» с темы на тему, ни одну мысль до конца не доводит, и ему абсолютно неважно, слушает его кто-то или нет.

к содержанию ↑

Нарушения письменной речи

к содержанию ↑

Как слышится, так и пишется

Есть такое наблюдение, что дети с речевыми проблемами часто хуже учатся, успеваемость у них ниже. Увы, это действительно так, говорит эксперт.

Речь – функция интегральная. Это ведь не только собственно то, что мы произносим. Но это также процессы, завязанные на том, что мы можем прочитать что угодно и написать что угодно. И чтение, и письмо – процессы вербально обусловленные, здесь важны зрительно-речевая координация, слухово-речевая координация, моторика...

Рождаясь, младенец со своими элементарными психическими функциями сначала слушает речь, начинает выстраивать вторую сигнальную систему и превращать свои элементарные функции в высшие. Дальше речь влияет на то, как работают память, интеллект, мышление. А они в свою очередь влияют на то, как работает речь. Круг замкнулся. Все взаимосвязано.

Поэтому, естественно, если у ребенка есть речевые нарушения, страдают опосредованные речью и все остальные высшие психические функции: внимание, память, мышление, интеллект – все, что так способствует эффективному усвоению нового материала и хорошей успеваемости.

к содержанию ↑

Развитие речи у ребенка. Общие вопросы

 

Exit mobile version