16 ноября
16.11.2020

Развитие речи у ребенка. Общие вопросы

logo
Расти детей
0 81
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Мы воспринимаем человеческую речь, как нечто само собой разумеющееся, во всех смыслах простое и понятное. Между тем речь является интегральной функцией для всей психической деятельности человека, а ее становление представляет собой сложный, поэтапный процесс. Развитие речи у ребенка начинается фактически с момента его появления на свет.  То, насколько гармонично, эффективно и своевременно оно проходит, во многом определяет развитие других, вербально опосредованных психических функций: логики, мышления, внимания, памяти…

кудлач

В чем еще заключается важность речи для развития ребенка? Если ли временные рамки, когда малыш должен произнести свое первое слово? Какие моменты в развитии речи ребенка вызывают настороженность и кто может помочь наладить процесс? Об этом и многом другом спросили у ассистента кафедры детской неврологии БелМАПО Алисы Кудлач.

Почему так важно правильное развитие речи

Согласно теории известного советского психолога Льва Выготского, все психические функции человека условно делятся на элементарные (низшие) и высшие. Элементарные психические функции – это базис, с которым рождается человек. Только что родившийся младенец уже способен к примитивному мышлению, элементарному вниманию, непроизвольному запоминанию. Элементарные психические функции сохраняются на протяжении всей жизни и могут проявиться в экстремальных жизненных ситуациях, когда все приобретенное отключается и начинает работать врожденное.

А высшие психические функции – как раз то, что формируется в процессе жизни и является опосредованным. К высшим психическим функциям относятся:

  • гнозис (способность к узнаванию и распознаванию);
  • праксис (способность к сложным целенаправленным действиям);
  • внимание:
  • память;
  • мышление;
  • интеллект.

И, безусловно, речь – устная и письменная.

развитие речи

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

- Именно речь сделала человека венцом эволюции и отличает его от всего животного мира. Благодаря своей уникальности она является интегральной для всей психической деятельности. В этом смысле речь можно считать наивысшей психической функцией. Что это значит? Ребенок рождается с первой сигнальной системой - элементарными врожденными психическими способностями. Однако уже с момента первого контакта с окружающим миром запускается процесс выстраивания и развития второй сигнальной системы, которая базируется именно на речи. Младенец на основе элементарных психических функций начинает воспринимать речь, развивать, воспроизводить. Постепенное речевое развитие у ребенка в свою очередь влияет на становление других высших психических функций: логики, мышления, внимания, памяти. Они являются вербально опосредованными. Некоторые ученые говорят, что наблюдать за ростом и развитием ребенка -  все равно, что наблюдать за развитием центральной нервной системы. И особенно высшей нервной деятельности.

Нормы речевого развития детей

Напомним, что развитие речи ребенка начинается с момента его рождения. Первая звуковая продукция, которую издает младенец: плач, неудовольствие, кряхтение, даже звуки при сосании, глотании, кашле, зевании – это и есть зачатки речи, тренировка речевого аппарата.

нормы развития речи

Существуют определенные этапы развития речи у детей первых лет жизни: гуканье (гортанные звуки в ответ на речь взрослого), гуление (спонтанные протяжные гласные), лепет (слоговое сочетание гласных и согласных). По мере того как растет ребенок, «растет» и его речь, обогащаясь различными интонациями, рядами слогов, пониманием обращенной к нему речи, появлением осмысленных слов, а затем и предложений.

Алиса Кудлач:

- Сколько бы ни говорили об индивидуальности развития, все-таки существуют определенные временные рамки, сроки, в которые ребенок должен делать те или иные действия. Эти рамки не такие строгие, как раньше. Например, если еще в начале ХХ века к возрасту одного года ребенок не говорил 10 слов, ему ставили задержку речевого развития. Сегодня «временное окно» значительно расширено, критерии определения нарушений речевого развития подвижны и строго индивидуальны. Видоизменился и сам подход к понятию «слово», которое произносит ребенок.

Что понимается под первыми словами? Не только сами слова, что и так понятно. Это могут быть определенные слого- или звукосочетания, которыми ребенок обозначает конкретный предмет, явление, человека, поясняет Алиса Кудлач. Если ребенок говорит «ма» только на маму или «би», но только транспорт и ни на что больше – это слова. Если к возрасту полутора лет таких звуко- и слогосочетаний нет, это повод для определенного беспокойства. Для беспокойства, но не для паники, подчеркивает эксперт.

Алиса Кудлач, ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО:

- В речевом развитии ребенка важнее не сроки, а динамика. Скоропалительных выводов делать не стоит. Оптимально наблюдение за ребенком хотя бы в течение полугода. Например, иногда в возрасте полутора лет ребенок еще не говорит слов или каких-то сочетаний, или к двум годам только начал, при этом особенности других его психических функций (памяти, внимания, мышления) показывают динамику развития. Тогда к нему применимо одно отношение и способ наблюдения и коррекции. Иногда достаточно просто дать время разговориться. Но если при наблюдении оказывается, что высшие психические функции не развиваются или наблюдается их регресс, здесь уже необходима совершенно иная стратегия и тактика коррекции нарушений.

Когда и к какому врачу обращаться, если ребенок молчит

Когда нужно родителям бить тревогу по поводу речевого развития ребенка и к какому специалисту обращаться?

Поскольку не существует конкретных норм и сроков, когда и как ребенок должен заговорить, то идти на консультацию к специалисту можно и нужно, если у родителей есть хоть какие-то сомнения относительно развития речи малыша или им кажется, что что-то пошло не так, убеждена Алиса Кудлач.

Алиса Кудлач:

- Речь – это функция психическая. По существующей классификации заболеваний МКБ-10 речевыми нарушениями занимаются психиатры. Но в условиях нашей страны и постсоветского пространства вообще специалист, работающий с психикой, к сожалению, для большинства обычных людей – врач из «черного списка». То есть обратиться к нему стыдно, страшно, неудобно и наверняка повлечет за собой какие-то последствия. К психиатру идут тогда, когда все другие врачи пройдены, а проблема не решена.

Есть и другой аспект проблемы. Развитие высших психических функций, особенно у детей младшего возраста – это сфера интересов смежных врачебных специальностей. По-хорошему, нарушениями развития речи детей должны заниматься психоневрологи, поскольку речь идет о нервно-психическом развитии ребенка, а психика – часть центральной нервной системы. Увы, таких специалистов в Беларуси не существует. Есть психиатр, и есть невролог. Соответственно, если перед родителями стоит подобный выбор, то прежде всего они идут к неврологу.

невролог

Алиса Кудлач:

- Но родителям важно понимать, что невролог – не единственный специалист, который должен работать с ребенком, если действительно есть проблема речевого развития. Мультидисциплинарный подход, как современный тренд в медицине, полностью себя оправдывает. Причем это должны быть не разовые консультации узких специалистов, а совместное динамическое наблюдение, в котором важное значение имеют комплаенс (приверженность лечению), честность и последовательность родителей.

В мультидисциплинарную команду могут (и даже должны!) входить следующие врачи и специалисты:

  • психиатр;
  • невролог;
  • реабилитолог;
  • оториноларинголог. Восприятие – первый этап речевого развития. Слуховое восприятие может быть нарушено при наличии патологий лор-органов, что, в свою очередь, будет тормозить развитие речи;
  • окулист. Нарушение зрительного восприятия также негативно сказывается на психоречевом развитии;
  • педиатр. Если у ребенка есть тяжелые нарушения желудочно-кишечного тракта, патологии сердечно-сосудистой системы или другое тяжелое соматическое заболевание, это непременно окажет влияние на психоречевое развитие ребенка даже при полностью сохранном головном и спинном мозге;
  • специалисты психолого-педагогического профиля: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, поведенческие терапевты.

Алиса Кудлач:

- К какому бы врачу не обратились родители в первую очередь, только специалист сможет грамотно оценить, нужна ли помощь, чья и кому именно: ребенку из-за задержки речевого развития или родителям из-за излишней тревожности и гиперопеки.

Фото из открытых интернет-источников

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 81

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».