02.04.2017
02.04.2017

Зачем велосипедисту ПДД, если на дорогу въезд заказан?

logo
Тренируйся
0 1593
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Ездить по проезжей части велосипедистам можно, лишь если рядом нет велосипедных и пешеходных дорожек и тротуаров… Но не дальше 1 метра от правого края и только в один ряд — как гласят Правила дорожного движения.

Впрочем, и взрослый на велодорожке, и малыш, рассекающий по лужам на трехколеснике – полноценные участники движения, и ПДД обязан знать каждый велосипедист.

О правилах для велосипедистов, правах и обязанностях, штрафах и ДТП с участием велосипедистов Здоровым людям рассказал Валерий Лобяк.

 
Валерий Лобяк
Старший инспектор управления ГАИ МВД Республики Беларусь

ПДД для велосипедистов

Велосипедное движение набирает популярность в Беларуси. Догоним ли по количеству байков Амстердам

– Почему бы и нет? Амстердам тоже с чего-то начинал. Правда, сегодня сложно назвать какие-либо цифры — велосипеды не подлежат государственному учету и госрегистрации в ГАИ, поэтому сведения об их количестве в Беларуси отсутствуют.

А вот дорожно-транспортные происшествия фиксируются.

Практически каждое второе такое происшествие произошло по вине самих велосипедистов, не соблюдавших ПДД:

За 2015 год (человек) За 2016 год (человек) За 7 месяцев 2017 года (человек)
Количество ДТП, где виновники — велосипедисты 157 138 102
погибли 25 22 11
ранены 135 121 93

В 12 случаях (в 2015 году – 21) пострадавшие находились в состоянии опьянения.

Для чего нужно знать ПДД? Большинство погибших велосипедистов в момент столкновения ехали по проезжей части, в темное время суток, без активных источников света (фонарей и фар) — в нарушение Правил дорожного движения…

Безопасность для велосипедистов

Является ли велосипед транспортным средством?

– Безусловно. Велосипед (веломобиль) – это транспортное средство, которое приводится в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем. Исключение — инвалидные коляски.

Ключевое отличие велосипеда — он приводится в движение мускульной силой человека. Оборудуйте его подвесным двигателем — и транспортное средство станет механическим (превратится в мопед).

Где прописаны правила езды на велосипеде?

– Участие в дорожном движении на велосипедах регламентируется Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения».

Необходимо помнить, что на велосипедистов распространяются общие для всех участников дорожного движения обязанности:

  • знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения и руководствоваться сигналами (указаниями) регулировщика, сигналами дорожных светофоров, дорожными знаками, горизонтальной и вертикальной дорожной разметкой;
  • не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, руководствуясь принципом: «каждый участник дорожного движения, соблюдающий Правила дорожного движения, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования»;
  • при сопровождении детей принимать все возможные меры по недопущению их самостоятельного выхода на проезжую часть дороги (кроме жилых и пешеходных зон);
  • принимать меры по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды, не выбрасывать мусор и иные предметы вне специально отведенных мест;
  • исполнять другие обязанности в области дорожного движения, установленные Правилами дорожного движения и иными актами законодательства.

Безопасность езды зависит и от исправности транспортного средства. Проверяйте тормозную систему, руль и сигнал, прежде чем отправиться в путь. Обязательно наличие зеркала заднего вида, а также световозвращателей (спереди — белого цвета, сзади — красного, по бокам — оранжевого).

Если хоть одно из перечисленных указаний не соблюдено — ехать на этом велосипеде запрещается!

Права и обязанности велосипедистов детализированы в главе 20 Правил дорожного движения.

Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов.

Таким образом, Правила дорожного движения прямо запрещают создавать велосипедистам препятствия для безопасного движения пешеходов в случае, если движение на велосипеде осуществляется по элементам дороги, используемым пешеходами.

Лишь при отсутствии велосипедной дорожки, обочины, тротуара или пешеходной дорожки или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.

Лицам моложе четырнадцати лет запрещается управлять на дороге велосипедом без сопровождения совершеннолетнего лица (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).

Важно помнить о следующих важных требованиях Правил дорожного движения:

  • выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;
  • колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы не более чем по 10 велосипедистов. Расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;
  • при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста (то есть велосипедист не должен выезжать на проезжую часть, а двигаться по обочине).

Вне перекрестков на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Справочнов частности, необходимо убедиться, что выход на проезжую часть дороги безопасен.

Кроме того, запрещается:

  • задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности;
  • выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

При приближении транспортного средства с включенными маячками синего или синего и красного цветов
запрещается переходить (пересекать) проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть ее, соблюдая меры предосторожности.

При движении в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги независимо от ее освещенности на велосипеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет.

Справочно: следует помнить, что темное время суток – промежуток времени, который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца.

Недостаточная видимость дороги – видимость дороги в направлении движения менее 300 метров, обусловленная погодными (метеорологическими) условиями (дождь, снег и иные атмосферные осадки) и другими факторами, снижающими прозрачность атмосферы (пыль, дым, туман, смог).

Велосипедисту запрещается:

  • использовать технически неисправные велосипеды, а также оборудованные с нарушением требований технических нормативных правовых актов;
  • двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях (подножках);
  • поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы;
  • перевозить пассажиров, за исключением случаев перевозки на велосипеде детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сиденье;
  • перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.
  • запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.

Любое из вышеуказанных нарушений влечет административную ответственность. В соответствии со статьей 18.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.

Справочно: с 01.01.2017 размер базовой величины составляет 23 рубля.

Нарушение Правил дорожного движения велосипедистом, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ влекут наложение штрафа в размере от 3 до 5 базовых величин.

Совершение велосипедистом нарушений Правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, влечет наложение штрафа в размере от 3 до 8 базовых величин.

Справочно: под созданием аварийной обстановки понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Совершение велосипедистом нарушений Правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин.

Административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения подлежит велосипедист, достигший ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Если нарушение Правил дорожного движения совершено несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, административную ответственность несут родители за невыполнение обязанностей по воспитанию детей.

Справочно: невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин.

Если в результате ДТП по вине велосипедиста наступают более тяжкие последствия, он несет уголовную ответственность по статье 321 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Справочно: уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

Так, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же срок.

Справочно: преступлением, совершенным по неосторожности, признается общественно опасное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения для движения пешеходов.

Распространяются ли правила езды на велосипеде на детей?

– Как отмечено выше, велосипедистам младше 14 лет запрещено движение по проезжей части без сопровождения взрослых (за исключением пешеходных и специальных велосипедных дорожек, тротуаров, жилых и пешеходных зон). Но если ребенок все же выехал на дорогу, он, как и подросток, и взрослый, должен соблюдать все указанные выше ПДД.

Безопасность детей на дорогах

Как научить ребенка правилам безопасного поведения велосипедиста?

– Обучать управлению велосипедом следует на участке дворовой территории, стадионе, либо других местах, где нет движения автомобилей. Даже если ребенок потеряет равновесие, не будет риска попасть под колеса.

До выработки у ребенка устойчивых навыков управления взрослый должен находиться рядом, чтобы контролировать ситуацию. Приведите конкретные примеры поведения в той или иной ситуации, не забывая, что лучшим примером для него всегда будете вы.

Со своей стороны, сотрудники ГАИ постоянно посещают детские учреждения и рассказывают о правилах езды на велосипеде для школьников. Юные инспекторы движения объединяются в отряды, ежегодно участвуют в профильных слетах-конкурсах, где в качестве транспортных средств используются именно велосипеды. Польза таких конкурсов в том, что ребенок с раннего детства знает ПДД и осознанно их соблюдает, вырабатывая навыки безопасного поведения на дороге.

5 прописных истин для велосипедиста, о которых помнят не все:

  1. Велошлем – не понты, а средство защиты. Сломанная при падении рука срастется, а вот с черепом могут быть проблемы.
  2. Не отвечай на телефонные звонки во время езды, если не пользуешься Bluetooth-гарнитурой.
  3. Не вставляй наушники в оба уха, и тем более не слушай громкую музыку в людном месте во время езды.
  4. Обозначь световозвращающими элементами не только велосипед, но и себя: фликеры на одежде и рюкзаке спасли немало жизней.
  5. На пешеходной дорожке не разгоняйся, чтобы под твоими колесами не оказались ни ребенок, ни собака, ни зазевавшийся взрослый пешеход.

 

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 1593

Журналист, филолог. В журналистике с 1999 года. Любимая тема — человек, его судьба. Уверена: только тот материал будет жить, который пропущен автором через сердце, прочувствован до последней запятой. Сухие же, шаблонные статьи не задержатся в памяти читателя, не повлияют на его мировосприятие...