До нового учебного года остается всего ничего. А это значит, что в жизни школьников грядут перемены: напряженный учебный график, повышенные умственные и психоэмоциональные нагрузки, которые в идеале не должны идти в ущерб режиму отдыха и питания. Последнее особенно важно. Не только потому, что пища является основным источником энергии и восполнения сил в период напряженной учебы. Питание признано одним из ведущих факторов формирования здоровья ребенка и сохранения его в будущем. Соответственно, любые огрехи (тем более на постоянной основе) могут иметь долгосрочные неблагоприятные последствия.
О том, как правильно организовать рацион и режим питания школьников, журналист информационного портала Здоровые люди узнала от врача-гигиениста отделения детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ангелины Мицкович.
В школе надо есть
Но сначала немного о грустном. Кажется, белорусы, наконец, поняли, что не хлебом единым жив человек. И в прямом смысле перестали налегать на хлеб и картофель, выбирая их за основу привычного меню. Диетологи тихо радуются. Громко ликовать пока рано: рацион наших соотечественников все еще далек от идеального. Так, сотрудники научно-практического центра гигиены регулярно проводят исследования фактического питания различных категорий населения. И с той же регулярностью констатируют: избыточное потребление насыщенных жиров, недостаточное содержание энергии в рационе, дисбаланс питательных веществ – бич отечественной системы питания, который никак не удается искоренить. Но самое обидное, что наиболее «злостными нарушителями» принципов рациональной диететики являются дети школьного возраста.
Между тем в период учебного года дети проводят в школе значительную часть времени. Поэтому со стороны министерств здравоохранения и образования организации здорового питания в учебных заведениях – как фактору здоровьесберегающей технологии – уделяется особое внимание. В частности, нормативными документами оговорено, что в школах должны быть созданы условия и обеспечена возможность каждому ребенку получать горячее питание: одно-, двух- и даже трехразовое в зависимости от длительности пребывания. И этой возможностью, по данным специалистов, пользуются практически все школьники. И правильно делают, потому что питание в школах отвечает принципам детской диететики.
Принципы детской диететики
Нет, не слышали? А между тем принципы детской диететики должны лежать в основе составления меню и организации режима питания детей не только в детском саду, школе, но также, что особенно важно и первостепенно, дома.
Что к ним относится? Ангелина Мицкович объясняет:
- В первую очередь питание должно быть щадящим по химическому составу. Например, в детский рацион не включают острые приправы (горький перец, уксус, хрен) и продукты с их использованием (маринованные овощи, майонез и другие готовые соусы). Нет места в питании детей костным бульонам, комбинированным жирам, жирным сортам мяса, закусочным рыбным консервам, копченостям, натуральному кофе. Это продукты, которые не только не принесут пользу растущему организму, но могут и навредить.
- Блюда должны быть приготовлены щадящим способом. Предпочтение варению, тушению, варке на пару, запеканию.
- Питание должно быть адекватно возрасту, набор продуктов и объемы пищи рассчитывается исходя из возраста ребенка и удовлетворения его физических потребностей в веществах и энергии. Есть перечень продуктов, которые необходимо включать в меню ребенка школьного возраста ежедневно:
- мясо;
- свежие овощи и фрукты;
- молоко и кисломолочные продукты;
- натуральные соки без добавления сахара.
Присутствие свежей рыбы и творога на детском столе желательно обеспечить не реже двух-трех раз в неделю.
Колбасные изделия и так любимые детьми сосиски могут иметь место. Но продукт должен быть только высшего сорта и не чаще одного раза в неделю.
- Питание школьников по умолчанию должно быть безопасным для здоровья. По словам Ангелины Мицкович, это возможно при условии, что блюда готовятся из свежих продуктов на каждый прием пищи (то есть никаких вчерашних борщей и замороженных полуфабрикатов). Впрочем, хранение готового блюда допускается, но не более двух часов с момента приготовления. Желательно не увлекаться приготовлением паштетов, домашних морсов, яичницы-глазуньи, блинчиков с сырым фаршем. Они небезопасны, как говорят специалисты, в эпидемиологическом отношении, требовательны к технологии приготовления, условиям и срокам хранения.
Кроме всего прочего, в детском питании принципиально соблюдать режим: перерыв между завтраком, обедом и ужином не должен превышать 3,5–4 часа.
За соблюдением принципов детской диететики в школьном питании пристально следят санитарно-гигиенические службы, советы по питанию в школах и прочие контролирующие органы. А кто следит за питанием школьников дома?
Игра в одни ворота
Это только кажется, что вопрос некорректный. Но реальность такова, что в школу дети приходят с уже сформированными пищевыми привычками, то есть теми, которые им привили родители. И не секрет, что правильное школьное меню не всем по вкусу.
Технологи из кожи вон лезут, чтобы угодить привередам, тяготеющим к фастфуду и домашним блюдам а-ля «сосиски-макароны». Так, в меню школьных столовых и буфетов появились роллы «Маленький цезарь», куриные шашлычки, запеканка из рикотты, котлеты «Карпыч» и «Отличник», пирожки с полезной начинкой из яблока, кураги или капусты, соки из плодов шиповника…
Но объективно обеспечить сбалансированный рацион школьника в течение всего дня невозможно, пока на поле один игрок – школьные повара. Ангелина Мицкович подчеркивает: в вопросе должны быть заинтересованы все участники и прежде всего родители. А до тех пор решить уравнение, в котором все неизвестные хорошо известны, увы, не получится.
Фото Ангелины Мицкович предоставлено Национальным пресс-центром.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK, Twitter и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!