Неврологические и психические нарушения, падение зрения, искривление осанки у детей – признанные издержки нашей школьной системы. А можно ли сохранить здоровье при семейном образовании, когда ребенок учится по индивидуальному плану дома?
Этот вопрос мы обсудили с Вероникой Михалко – психологом и консультантом по семейному образованию, которая занимается данной темой около 10 лет и практикует этот подход в собственной семье.
Здоровье не ограничивается физиологией. Оно включает в себя также психическое, социальное и духовное самочувствие. Поэтому вопрос нужно рассматривать комплексно. На основе своего опыта эксперт вывела преимущества семейного образования по каждой составляющей.
Тело и психика
- Наиболее очевидные плюсы семейного образования для физического здоровья в том, что ребенок может придерживаться своего собственного режима дня, питаться качественной домашней пищей, двигаться во время занятий и иметь много свободного времени для других увлечений, - говорит эксперт. - Психическое здоровье не страдает благодаря тому, что можно регулировать уровень учебной нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Детям также не нужно подстраиваться под общий темп выполнения заданий. Торопиться успеть за классом – серьезная психическая нагрузка, в результате чего снижается эффективность обучения: гонка выматывает и снижает удовольствие от своих достижений. Дома ребенок может осваивать материал в комфортном темпе. Важная составляющая психического здоровья – уверенность в себе. Семейная среда может ее обеспечить в отличие от школы, где детям нужно тратить много сил на выстраивание отношений с большим количеством неблизких ему людей, соревноваться с одноклассниками, доказывать свою состоятельность учителям.
Дух и социум
Социальное здоровье – наиболее интересный, но редко анализируемый аспект. Психолог уверена, что жизненные установки и цели оказывают существенное влияние на формирование здоровья. И именно здесь предстоит главная работа родителям, выбравшим путь семейного образования для своих детей. Работа по переосмыслению собственной жизни и стереотипов, заложенных нашим прошлым школьным опытом.
- Существует миф, что социально здоровый ребенок должен проводить полдня в школе в детском коллективе, - приводит пример Вероника Михалко. - Такая социализация была когда-то важным условием в четко структурированном советском обществе с единым образовательным сценарием. Но в современном мире школьный коллектив не дает нужных жизненных навыков. Сегодня работодателям нужны иные качества и способности. А если говорить о не наемном труде, а предпринимательстве, то школа вообще предлагает принципиально иную мировоззренческую позицию.
Мир стремительно меняется, мы не знаем, какие специальности, вузы и методы обучения будут востребованы через 5-10 лет. Но вот семейный институт точно останется. В жизни любого человека отправной точкой является семья и она же будет важным основанием в уже самостоятельной жизни. В таком случае сегодня необходимы навыки построения близких отношений в малом семейном коллективе. Семейные связи изначально глубоки, обладают логикой и историей. Отношения же в большом коллективе носят необязательный характер: можно менять друзей, дружить вместе против кого-то, там есть иерархия, конкуренция. Это неглубокие, неустойчивые и зачастую нелогичные, основанные на вынужденном общении случайно собранных вместе людей отношения. Многие потом переносят этот опыт в основу семьи и получают в итоге подобие такого коллектива – без глубокой близости. Если мы хотим, чтобы наши мальчики и девочки умели строить близкие отношения, то логично, что большую часть времени они должны проводить именно в семье, а не в чужих коллективах.
Вероника Михалко часто сталкивается с общественным опасением, что это приведет к сужению сознания или изоляции ребенка. Но это не так, уверена эксперт.
- Когда я стала заниматься этой темой, то в первую очередь изменила терминологию: вместо «домашнее обучение» намеренно стала использовать понятие «семейное образование». Семейное образование не сводится к «школе на дому». Это более широкий процесс формирования человека.
Когда дети учатся дома, у них остается гораздо больше времени на окружающую жизнь (кружки, общение с друзьями, прогулки, занятие своими делами), больше свободы в действиях, они более устойчивы к однобокому влиянию. Тех, кто имеет опыт сравнения, отмечают, что ограничивает как раз-таки школа в силу своей четкой организации и формализации учебного процесса.
Если перейти к духовному здоровью, то оно в значительной мере зависит от целостности и гармоничности картины мира человека. Но мировоззренческие установки семьи и самого ребенка могут вступать в противоречие с мировоззрением школьной системы. Необходимость адаптироваться к этим противоречиям отнимает много сил и энергии у ребенка, требует компромисса. А есть дети, не приемлющие компромисса, и тогда это превращается в борьбу со школой за свои убеждения. Ребенок доверяет своим родителям. Если они отдали его/ее в определенную среду, то бунтовать против нее означает бунт против родителей. Это болезненное состояние. И мне сложно понять тех родителей, которые гордятся сопротивлением системе. Получается, вы сами отдали детей в эту среду и говорите, что нужно с ней сражаться. Это невротическая ситуация. На мой взгляд, лучше определяться с этим на входе.
Очень важный аспект духовного здоровья, о котором мало кто знает, заключается в осознании себя хозяином жизни.
- Человек хорошо и уверенно чувствует, когда осознает себя причиной явлений и событий. И наоборот, очень тягостно ощущать, что жизнь тебе не подчинена, ей кто-то управляет, ты не можешь вмешаться в ход событий. Школьное обучение ставит в такие условия и детей, и родителей. Объем и выбор изучаемого материала, расписание предметов, состав классов, мировоззренческие установки учителей – на это мы не можем влиять. В отличие от семейного образования, где вы сами устанавливаете правила игры. Мне кажется, ощущение себя хозяином, хозяйкой своей жизни заложено в каждом из нас. И достаточно не выставлять дополнительных ограничений детям, чтобы сохранить в них это здоровое чувство. При семейном образовании это более реально, - считает психолог.
Вопросы для родителей
Семейное образование – это философия. Всем родителям, в том числе и тем, кто задумывается об альтернативе или уже выбрал этот путь, эксперт предлагает задать себе ряд вопросов. Например:
- К какому способу обеспечивать себя вы готовите ребенка, это наемный труд или предпринимательство?
- Нравится ли вам самим ваш образ жизни и хотели бы вы его изменить?
- Есть ли у ребенка интересы, которые могут стать, как он считает, делом его жизни? Если да, то не будет ли школа отнимать слишком много времени от этого увлечения/предназначения?
- Готовы ли вы к тому, что придется пересмотреть свои взгляды: как и чему учить, нужна ли оценка, что считать успехом и неудачей в обучении?
- Готовы ли вы сами в корне менять свою жизнь?
- Насколько ваше мировоззрение совместимо со школьным?
- Какой смысл вы видите в школьном образовании?
- Что или кто управляет жизнью человека и лично вашим существованием? Каковы цель и смысл вашей жизни? Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок дал те же ответы на эти вопросы?
- Считает ли вы себя достойным подражания? Хотели ли бы вы, чтобы ребенок подражал вам или другим людям?
Помимо этих глубинных вопросов нужно оценить внешние условия. Возможно, этот анализ приведет к школе, что не будет вызывать никаких противоречий и дискомфорта, а значит, и проблем со здоровьем у детей. Все зависит от целей, образа жизни и возможностей семьи.
Фото Андрея Воскресенского и из личного архива эксперта
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен