1 Июня

Почему детеныш не командует стаей, или как неправильным воспитанием не испортить ребенку жизнь

Воспитай личность
68 0 336
Автор:
Жанна Гавриченкова
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Пока одни родители неторопливо ходят с детьми по магазину, другие пытаются унять свое визжащее и скандалящее дитя, хватающее с полок все подряд и демонстрирующее ошибки воспитания. Пока одни родители в переполненном автобусе устраиваются с ребенком у поручня, другие краснеют за орущее на весь салон чадо, требующее найти ему сиденье, и непременно у окна.

Когда дети из-за неправильного воспитания ведут себя шумно и агрессивно в общественных местах, мешая окружающим, — что делают в это время их родители? Одергивают ребенка, делают вид, что ничего не происходит, или идут у маленького шантажиста на поводу — выполняют его прихоти, лишь бы только успокоился: возраст такой, характер сложный, что ж поделать…

А ведь дело не в возрасте. И тем более не в характере — он у дошкольника еще формируется. Ребенок ведет себя так, как ему позволяют взрослые.  И проблемы не исчезнут сами собой, наоборот  — из невоспитанных детей вырастают невоспитанные взрослые.

Основные типы неправильного воспитания детей

Все шансы потерпеть фиаско и испортить чаду жизнь имеют те, кто совершает следующие ошибки семейного воспитания и не старается в будущем их предупредить:

1. Детеныш командует стаей (ребенок-деспот)

В животном мире такое невозможно, почему же люди не следуют мудрым законам природы? В стае главный — вожак, и его воля для всех — закон.  Что делает детеныш в стае? Так же беспрекословно подчиняется вожаку, как и остальные члены стаи, но при этом его берегут, заботятся о нем, учат.

А если бы детенышу позволили командовать? Это означало бы полную несостоятельность вожака, его позорное фиаско...

Когда взрослые в воспитании идут по пути наименьшего сопротивления, закрывая глаза на непослушание ребенка, потакая капризам, они растят эгоиста (эгоцентричный тип воспитания). Человек с детства привыкает получать желаемое, не считаясь с потребностями других. Будучи уверенным, что мир вертится вокруг него одного, человек сталкивается со множеством проблем и конфликтов во взрослой жизни, ему сложно контактировать с людьми. А его родители зачастую тщетно ждут ответной заботы по отношению к себе в старости…

Кстати, ошибки родительского воспитания зачастую являются причиной следующих невротических расстройств у ребенка:

  • кошмарные сны
  • энурез в ночное время
  • повышенная возбудимость

И если проблема не будет решена в детстве, то, став взрослым, такой человек может испытывать тревожность. Беда многих не умеющих жить взрослой жизнью — алкоголизм, наркомания и другие зависимости.


2. Неприятие ребенка

«Ум не прежде бороды приходит», «Яйцо курицу не учит» — в вопросе семейной иерархии наши предки придерживались однозначной позиции, и строгость ставили во главу угла. Многие сегодня считают неприятие неправильным воспитанием, но есть и такие, кто традиционно придерживается мнения, что ребенок не является полноценным членом семьи, не имеет права голоса, от него требуют беспрекословного повиновения.

Проблема в том, что постоянно указывая чаду на его несостоятельность в возрасте, недостаток знаний и умений, подавляя его волю, родители препятствуют развитию эмоционально-волевой сферы малыша. Проще говоря, растят подкаблучника или бунтаря — тут уж как получится.

Такой ребенок не умеет учиться на ошибках, наоборот, он боится сделать ошибку. Боится взять ответственность. Может уйти в себя, стать молчуном, будучи уверенным, что его никто не понимает, а его мнение не содержит ничего ценного. Самооценка очень низкая, и даже достигая определенных высот в жизни, он будет страдать от комплексов и сомневаться в себе и своих способностях.

Возможен противоположный вариант: ты ему говоришь одно, а он специально делает наперекор, ты ему слово, а он тебе десять. Демонстративное непослушание и желание делать все на зло, даже в ущерб своим интересам.

Многие сильно удивятся, но это не отпрыска надо вести к психологу, а родителей.  Бунт — одна из попыток бесправного ребенка доказать свою значимость в семье. Он делает это как умеет…

Неприятие ребенка может происходить как по причине традиционных ошибок воспитания, передающихся из поколения в поколение («отец меня так воспитывал, и я буду так воспитывать»), так и из-за несбывшихся ожиданий (к примеру, ждали мальчика, а родилась девочка, или рождение малыша помешало карьере, личной жизни и т.д.).

3. Желание вырастить самого лучшего ребенка

Родительский перфекционизм — тяжкое бремя для дитяти. Типичный пример такой ошибки: с малолетства ребенку внушают необходимость быть лучшим (умным, красивым, опрятным, послушным, примерным, добросовестным и т.д.), и ему приходится подавлять свои желания и эмоции, чтобы заслужить похвалу, оправдать ожидания.  Программируя маленького члена семьи на исключительно правильное поведение, взрослые, вполне вероятно, растят закомплексованного зануду. А ведь он будет страдать от этого. Зная, что не имеет права подвести, что должен быть примером во всем, он всю жизнь будет ставить завышенные планки и, даже достигнув больше других, не удовлетворится результатом…

Такой тип неправильного воспитания называется гиперсоциальным.

Пример: мама, выросшая в бедной семье, тяжелым трудом обеспечила себе достойную жизнь. Не имея возможности в свое время получить хорошее образование и престижную работу, она стремится воплотить свои мечты в дочери. Девочке постоянно напоминают, какой тяжелой была молодость матери, и как много она сделала для того, чтобы дочь могла выучиться и занять достойное место в обществе. По сути, она должна заслужить уважение матери.

И ребенок старается изо всех сил. Родительница гордится своим чадом, видя «прекрасные результаты» своего воспитания. И ей невдомек, что на самом деле главной мотивацией дочери является страх не оправдать ожидания…

Какие правила соблюдать, чтобы избежать типичных ошибок гиперсоциального воспитания?

  • Не стыдите и не упрекайте ребенка при посторонних за то, что он не оправдал ваших ожиданий.
  • Фразы типа «Я тебя не люблю», «Ты плохой», «Узнаю, что куришь — выгоню из дома» не произносите никогда. Плохим может быть поступок, но не ребенок в целом. И угрожая отвержением, отлучением от семьи, вы только увеличиваете пропасть между вами.
  • Требования к сыну или дочери должны быть соизмеримы с его (ее) возрастом и возможностями.
  • Ребенок не обязан оправдывать все ожидания взрослых, а взрослые не имеют права самоутверждаться за счет ребенка.

4. Стремление уберечь от бед

Если ребенок поздний, или болезненный, или единственный, то родители зачастую инстинктивно  окружают его чрезмерной заботой, стремясь уберечь от всего на свете, постоянно беспокоясь о его благополучии. Это тревожно-мнительный тип воспитания детей, и он тоже неправильный.

Дети в таких семьях вырастают безвольными, нерешительными, обидчивыми и неуверенными в себе.

МОЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА?

В славянской культуре наказания детей не считаются запретными, другое дело, как наказывать. Родители разделились на два лагеря: одни убеждены, что в доме ремень должен висеть на видном месте, другие отрицают любое физическое воздействие на младших членов семьи.

В то же время сторонники воспитания без физических наказаний могут позволить себе кричать на ребенка, угрожать, лишать его компьютера, прогулок с друзьями или карманных денег. А ведь это тоже насилие, и неизвестно, какое хуже…

Наказание — это способ дополнительной мотивации через ограничения в чем-либо. А не способ выпустить пар. Или выместить злость. Или отомстить за неоправданные ожидания. Наказывая ребенка таким образом, вы лишь научите его врать и изворачиваться.

Малыш должен усвоить, что наказание — это последствия его же неправильных действий. Ослушался и не убрал за собой игрушки — логично, если не смог найти потом любимую машинку. И вместо того чтобы пойти с ней играть на улицу, полчаса в слезах искал ее по всей комнате. Если родители правильно расставят акценты в этой ситуации, то ребенок усвоит причинно-следственные связи и сделает выводы.

То же касается и походов в магазин: «Сегодня мы можем купить тебе только одну игрушку. Потому что нам нужно купить еще вот такие продукты. И от того, что ты будешь капризничать, денег в кошельке у мамы не прибавится. Наоборот, мама будет сердиться — ведь ты вел себя некрасиво, мешал окружающим, и тогда в наказание можешь вообще остаться без игрушки».

Золотые стандарты семейного воспитания

  • С ребенком всегда можно договориться. Всегда.
  • Его свобода должна быть ограничена понятными рамками.
  • Родителям нельзя обманывать детей: если обещали сходить в зоопарк, значит, зоопарк. Обещали наказать дома за скандал в магазине — значит, наказать. Даже если по дороге домой «остыли». Никаких двойных стандартов. Взрослые так же несут ответственность за свои слова перед детьми, как дети перед ними. Будьте осторожны в словах, и заслужите доверие.
  • Мама и папа должны быть едины в вопросах воспитания детей. Ситуации, когда папа запретил что-то, а мама разрешила, недопустимы. Даже если папа не прав, они выяснят это наедине. Командует в стае вожак, и его авторитет должен поддерживаться.
  • Всегда извиняйтесь перед ребенком, если не правы. Так вы научите его признавать свои ошибки и исправлять их, вместо того чтобы лукавить и изворачиваться.
  • Родители, требующие от детей того, что не выполняют сами, вряд ли смогут рассчитывать на повиновение. Так, сколько бы курящий отец ни запрещал сыну курить, отпрыск скорее усвоит отцовскую модель поведения, чем его слова.
  • Помимо наказания, обязательно применяйте в качестве меры воспитания и поощрения.
  • Делитесь с младшим членом семьи своими переживаниями, мыслями, советуйтесь с ним. Тогда и он в трудной ситуации доверится вам, а не безликому другу из соцсетей.
  • Ребенок не обязан быть полностью таким, каким вы мечтаете его видеть. Он имеет право отличаться, иметь свои увлечения, имеет право на ошибки.
  • Старшие дети не обязаны постоянно быть нянькой младшим, они имеют право на личное пространство и личное время, а также на внимание родителей.
  • Любите ребенка не за то, что он дает (ощущение материнства/отцовства, чувство гордости, полноценности), а просто так. Любым. Хорошим и непослушным. Здоровым и не очень. Гениальным и посредственным. Во всякое время. В разных ситуациях. В любом возрасте.
В. Сухомлинский
«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
68 0 336

Чтобы перейти к обсуждению выполните вход или зарегистрируйтесь

Карта здоровья Беларуси
Наверх