01.06.2024
01.06.2024

Цифровые беспризорники, или Как интернет влияет на психику подростков

logo
Здоровье детей
0
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Снижение у детей и подростков умственной активности, формирование клипового (поверхностного) мышления, неумение работать в команде и даже развитие жестокости — все это последствия активного внедрения информационных технологий. Как цифровизация влияет на психическое состояние поколения Z, живущего одновременно в реальной и виртуальной действительности? Об этом рассказала старший научный сотрудник РНПЦ психического здоровья Наталия Гребень.

Поколение Z

Сегодня большинство подростков (по российским данным, 98%) используют гаджеты в повседневной жизни. Треть несовершеннолетних проводят в сети более 8 часов — по данным зарубежных исследований, среднестатистический подросток смотрит в экран примерно 11 часов в день.

Поколение Z

Принято говорить, что современные подростки — это поколение Z и они живут в микс-реальности, совмещая действительность с виртуальным миром. Молодые люди считают информационные технологии неотъемлемой частью своей жизни и не представляют, как можно жить по-другому. Отсутствие интернета нередко приводит к ухудшению настроения, дезориентации и ощущению некой изоляции.

Между тем ученые разных стран бьют тревогу: цифровизация (внедрение современных цифровых технологий в разные сферы жизни) приводит к торможению развития поведенческой, когнитивной, эмоционально-волевой сфер, возникновению синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ожирению, нарушению сна.

Сама проблема влияния цифровых технологий на психическое здоровье и развитие носит междисциплинарный характер и касается прежде всего родителей, которые высказывают наибольшую озабоченность поведением своих детей, а также педагогов, психологов, медиков, отмечает наш эксперт.

Наталия Гребень:

– В 2023 г. проведен опрос родителей первокурсников профессионально-технического колледжа, где взрослых спрашивали, с какими проблемами в воспитании они сталкиваются. Чаще всего были названы такие проблемы, как нежелание учиться (отсутствие мотивации к учебе) и плохая успеваемость. Третья по значимости проблема, которой были озадачены родители мальчиков-подростков, – это чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

С одной стороны, современное образование стремится к тому, чтобы внедрить информационные технологии в образовательных, воспитательных целях. С другой стороны, многие педагоги озадачены тем, что дети постоянно отвлекаются на смартфоны. В некоторых учреждениях на время занятий учащиеся сдают гаджеты.

Современные дети изменились, они сильно отличаются от своих сверстников 10, 20 лет назад. К сожалению, психологическая наука не обладает актуальными данными, которые отражали бы современные тенденции психологического развития детей и подростков. Учебники по психологии описывают детей прошлых поколений. Но современные дети по-другому развиваются, и этапы, закономерности, темпы психического развития изменились.

Проблема также касается врачей, т.к. чрезмерное использование гаджетов негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения.

Цифровое поведение и цифровые беспризорники

Цифровое поведение

Интернет стал конкурировать с такими социальными институтами, как семья, школа, дошкольные учреждения. Эта конкуренция происходит стихийно, и ни педагоги, ни родители не влияют на цифровизацию детей и подростков. Поэтому в научной литературе появилось такое понятие, как «цифровые беспризорники». Это увлеченные интернетом дети, самостоятельно выбирающие контент, который потребляют. Они сами постигают что-то, и не всегда это позитивно сказывается на их психическом развитии.

«Цифровое поведение» — еще одно новое понятие. Это активность человека, опосредованная цифровыми устройствами и направленная на взаимодействие с виртуальной реальностью.

В цифровом поведении можно выделить внешние и внутренние аспекты.

Внешний аспект: комментарии, которые оставляют люди в соцсетях и на форумах, сайтах, лайки, предпочитаемый контекст. Все это достаточно хорошо отражает психологические особенности потребителя.

Внутренний аспект: особенности когнитивной, эмоциональной, потребностно-мотивационной сфер человека, ценностно-смысловой. Именно эти особенности определяют установки, которые движут человеком: что он будет делать в цифровой среде, к какой стратегии поведения будет прибегать (потребление контента или создание нового).

Как помочь подростку с интернет-зависимостью. Проверенные советы родителям

Возможности и риски цифровизации

риски цифровизации

Возможности. Доступность информации и повышение уровня осведомленности (например, современные подростки куда более информированы, чем их сверстники-предшественники).

Формирование нового стиля мышления (сетевого мышления). Оно отличается от тех форм мышления, к которому прибегали предыдущие поколения и повышает мобильность личности, что является большим плюсом в плане психического развития.

Новые подходы в обучении и воспитании. В современных учебниках представлены QR-коды, и учителю не обязательно приносить демонстрационный материал, визуальную информацию можно быстро найти в интернете, что очень усовершенствовало образовательный процесс.

Формирование посредством интернета нового стиля коммуникации — независимого, автономного, предполагающего эмоциональную и интеллектуальную открытость, инновативность. Т.е. границы коммуникации значительно расширились. Например, изучающие иностранные языки в сети могут находить собеседников из других стран и совершенствовать свои знания.

Создание в цифровом пространстве новых путей формирования идентичности, индивидуальности, приводящей к росту самоуважения. Что не всегда получается в повседневной реальности. В виртуальной жизни человек может по-другому себя позиционировать, иметь большую группу подписчиков.

Риски. Формирование интернет-зависимости, отчуждение от реальности. Современное поколение все больше обвиняют в том, что оно пытается уйти от повседневной, реальной жизни. На этом строятся конфликты с родителями, требующими от чада определенного поведения, но ребенок проживает все в виртуальной жизни.

Снижение умственной активности из-за быстрой утомляемости от экрана, формирование клипового мышления (образное, не логическое по форме).

Это связано также с цифровым слабоумием – в научной литературе появился и такой термин. Современное поколение, имея какую-то проблему, думает, как найти ее решение в сети. Не учится мыслить логически, использовать собственные знания, а стремится найти готовое решение. Поэтому многие исследователи видят большой риск в когнитивном развитии подрастающего поколения.

Многие молодые люди зависимы от оценки их деятельности в сети, переживают из-за количества лайков и положительных комментариев, по ним оценивая свою популярность. Есть определенная конкуренция — у кого больше лайков, друзей, это определяет некий значимый для них виртуальный статус.

Риск отрицательного результата (развитие жестокости, страхи, психологические травмы, нанесенные психике ребенка при посещении сомнительных сайтов). Об этом много пишут, связывают это с компьютерными играми, которые носят жестокий характер («стрелялки», которые усиливают агрессивность среди молодого поколения), поэтому рекомендуется такие игры ограничивать.

Справедливости ради нужно отметить, что фундаментальных исследований, которые бы однозначно доказывали, что компьютерные игры порождают агрессивность, нет. Это больше гипотетические предположения ученых, но они имеют определенное обоснование.

В сети есть немало деструктивных направлений, в которые часто вовлекаются молодые люди. Так, недавно в одно из таких движений оказались вовлечены многие подростки, подвергшиеся высоким рискам в плане суицидального поведения.

Еще один риск — трудности в выражении собственных эмоций и распознавании чужих, снижение уровня эмпатии. Поколение, которое проживает жизнь в сети, не умеет коммуницировать в реальности. В настоящей жизни мы считываем живые эмоции собеседника, а в сети письменное общение не дает такой возможности. Поэтому один из негативных прогнозов, связанных с цифровизацией, как раз касается снижения уровня эмпатии и эмоционального интеллекта.

Затруднение коммуникации — еще один негативный прогноз. Чем больше общения виртуального, тем меньше подростки имеют коммуникаций в реальности.

Сюда же относят неумение работать в команде, рост межличностных конфликтов.

Некоторые зарубежные исследователи делают выводы, что в подростковой среде наблюдается рост депрессий и суицидов, снизилась предрасположенность к вступлению в романтические отношения. Дети стали более инфантильные, общение в соцсетях предпочитают личным встречам с друзьями. Растет неудовлетворенность жизнью.

В то же время белорусские ученые сравнили психическое состояние белорусских детей и подростков за 2018-2022 гг. Отмечено, что наблюдается снижение заболеваемости психическими расстройствами, в том числе снижение суицидальных форм поведения.

Таким образом, влияние цифровизации на психику и поведение несовершеннолетних требует тщательного изучения, отмечает эксперт.

*Информация озвучена в рамках XXIX Международного медицинского форума «Здравоохранение Беларуси – 2024»

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0

Журналист, филолог. В журналистике с 1999 года. Любимая тема — человек, его судьба. Уверена: только тот материал будет жить, который пропущен автором через сердце, прочувствован до последней запятой. Сухие же, шаблонные статьи не задержатся в памяти читателя, не повлияют на его мировосприятие...