11 Октября

Где найти ключ здоровья?

Сакральная Беларусь
39 0 56
Автор:
Здоровые люди
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Жизнь невозможна без воды. Без еды человек может продержаться до двух месяцев, а вот без воды – несколько дней. Белорусам повезло, у нас множество озер, крупных и мелких рек, ручьев и источников. Источники дают начало всем природным водоемам, питают их и наполняют свежей водой.

Еще в первобытные времена предки заметили, что самая чистая и вкусная вода – не в море, не в болоте, и даже не в реках или озерах. В море вода соленая, в болоте – смешанная с тиной, ржавого цвета. В реки и озера весной наводнение сносит мусор и икру с тиной, следы жизнедеятельности живых существ. А вот то, что родниковая вода лучше соответствует гигиеническим и вкусовым требованиям, наши деды и прадеды выяснили издавна. Летом она была ледяной, а зимой не замерзала.

 При хранении такая вода не мутнела и не меняла вкуса, запаха, не давала осадок. И когда люди еще не научились копать колодцы, источники обеспечивали их питьевой водой. В древние времена предки заметили целебные свойства некоторых источников, их врачевательную силу. Вода из них иногда прекрасно помогала при некоторых болезнях, особенно, как верили, при болезнях глаз. Ведь с древних времен наши предки были уверены, что многие озера и источники являются глазами мощного божества, которое наблюдает за ними из подземных недр. Поэтому не зря озера в Беларуси называются Божьим Глазом. Как издавна известно, подобное лечит подобное. Использовали в своих магических действиях целебную воду маги и знахари. Считалось, что особой силой такая вода обладает, если собрать ее из трех или даже из семи источников, тогда она будет действовать в три-семь раз сильнее. Более действенными и полезными считались лекарственные растения, которые росли около подобных источников и озер.

Прошло время. Многие источники стали местами поклонения. Часто в сочетании с камнями, деревьями, холмами они представляли религиозный комплекс. После принятия христианства некоторые источники (самые почитаемые в народе) объявлялись святыми и превращались в прощи, около них ставили часовни, храмы, монастыри. В Беларуси и сегодня можно услышать сказания, где говорится о появлении на таких источниках чудодейственных икон христианских святых, особенно часто упоминается образ Божией Матери. В таких представлениях рассказывается, как Богородица указывает слепым и немощным путь к целебной воде, и те, промыв глаза, прозревают. Люди верили, что вода из подобных родников лечит в первую очередь больные глаза, а потом уже остальные болезни: желудка, кожи и головную боль. Местами святой источник имел такую ​​славу, что ближайшую деревню называли в его честь – Источник или Родничок.

 

В период становления христианства, и даже во времена средневековья, традиция почитания источников не всегда воспринималась положительно. Священники и власти боролись с поклонением источникам, как с проявлением язычества. Но уже в XIX в. эти запреты отступили. Много где до источников, озер и рек на определенные праздники от храма начали ходить крестным ходом и проводить освящение воды. После чего она, по народным верованиям, приобретала еще большие целебные качества. В праздничные дни около почитаемых источников происходили фестивали и ярмарки. Собиралось временами от пяти до десяти тысяч человек.

Заинтересовались таким явлением и ученые, начали исследовать химический и минеральный состав родниковой воды. Было обнаружено: вода там содержит много полезных минералов, имеет химический состав, что влияет на заболевания, может долгое время храниться в закрытом сосуде и не портиться. Около лекарственных источников начали строить санатории или лечебницы, куда приезжали лечиться от таких болезней, как золотуха, паралич, ревматизм и радикулит со всей Европы. Наиболее известные из таких лечебницы располагались около Видзов (Браславский район), в Барковшчине на Ушаччине и в Логойске.

Но в период господства вульгарного атеизма началась борьба с народными обычаями. Запрещали празднования около источников, уничтожали храмы и кресты рядом с ними, высмеивали местные поверья. Источники травили химикатами и засыпали землей, а участники празднований даже попадали за решетку. Но в глухих лесах верующим удалось сохранить свои святыни. В определенные дни там тайно собирались сельчане, крестили детей, венчали молодых. Роль священника иногда выполнял избранный общиной человек, в обязанности которого входило защищать и сохранять живительный источник.


Только с 90-х годов ХХ века в Беларуси начинают возрождать некоторые культовые источники, около них снова ставят кресты, возводят часовни, храмы, отстраивают популярные лечебницы и санатории.


Сегодня некоторые источники охраняются государством. На многих из них построены купели. Некоторые источники сохранили свои исконные названия: Святая Вода, Студенец, Святочница, Здоровец, Богородицкий Источник, Божий Ключ, Живая Вода, Памоцная и т.д. А белорусы, как и их далекие предки, продолжают приходить к своим бессмертным святыням – целебным и чудодейственным источникам и ключам, чтобы получить от них извечную силу духа и тела, чтобы сохранить эти островки здоровья и силы, передать их в наследство следующим поколениям.

Авторы:

Людмила Дучиц - археолог, кандидат исторических наук;

Ирина Климкович - фольклорист, журналист.

39 0 56

Чтобы перейти к обсуждению выполните вход или зарегистрируйтесь

Карта здоровья Беларуси
Наверх