16.02.2020
16.02.2020

«А мы не знали, что наша мама ходит!», или Как правильно вести себя с тяжелобольными родственниками

logo
Современная медицина
0 3077
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Специалисты по уходу на примере реальных историй рассказали, как вести себя с тяжелобольными родственниками, чтобы не выгореть самим и не замучить подопечного гиперопекой.

Помощь тяжелобольным

Главный вопрос больному: «Что ты можешь сам?»

– Лежачий больной человек – не тело, которое нужно вовремя помыть и покормить. Несмотря на болезнь, он остается личностью со своим мнением и желаниями. Это главное, что нужно принять родным. Такое отношение изменит всю систему ухода и сделает опеку эффективной, – говорит Татьяна Крупская, медсестра с 20-летним стажем, консультант школы профессионального ухода «Азбука заботы».

– На днях меня пригласили в семью, где пожилая женщина упала в квартире, ударилась головой о шкаф. Дочь тут же перевела ее на «лежачий режим», чтобы такого не повторилось. Женщина пролежала так две недели в подгузниках, не принимая ванны. Когда я поговорила с ней, выяснилось, что она может ходить, подгузники ей не нужны – она справится и без них. Дочь это очень удивило! Она думала, что мама с момента падения утратила способность передвигаться. Поэтому главный вопрос, которые родные должны задать больному: «Что ты сам можешь делать?», а не «Чем я могу тебе помочь?». Все, что человек может делать сам, пусть делает самостоятельно. Родные должны мотивировать его на независимость, а не кормить с ложечки, подтыкать одеяло, поправлять подушку. Бездействие, полная зависимость от других понижают самооценку человека – и он начинает чахнуть. А вот самоуважение, наоборот, улучшает качество жизни и продлевает ее.

В итоге я рекомендовала лежачей маме комплекс лечебной физкультуры, разработала особую диету для улучшения пищеварения и самочувствия, что немаловажно. Правильное питание – значительная составляющая грамотного ухода.

Еще один показательный пример: меня позвали к 93-летнему дедушке – досмотреть его перед смертью. От родных я узнала, что он уже более двух лет лежит в постели, появились пролежни, ничего самостоятельно делать не может, интеллектуально немощный, пьет через шприц, плохо ест. Встретил он меня довольно агрессивно – весь его вид показывал: «а ты еще кто такая?». Я проработала в семье несколько недель. В итоге все забыли, по какому поводу меня позвали: подопечный стал возрождаться. Он уже может присаживаться и умываться самостоятельно, сам держит ложку, чашку. Из-за физической активности у него улучшилось кровообращение и в итоге проснулся интеллект, он запомнил мое имя, хотя все думали, что его память совсем утрачена! Почему была агрессия? Потому что, во-первых, тяжело полностью зависеть от других, когда раньше был сильным и здоровым. Во-вторых, из-за отсутствия информации родные просто не знают, как обращаться с больными, и причиняют им своими действиями физическую боль. Типичная ошибка при этом, когда человеку не говорят, что с ним делают. Проговаривайте каждое свое действие, а перед его выполнением спрашивайте разрешение. Если подопечный отказывается – уговаривайте, объясняйте, зачем это нужно, но ничего не делайте, пока он не разрешит. До последнего момента нужно относиться к человеку как личности.

Сейчас в семье все нормально, нет раздражения, у подопечного проснулся интерес к жизни.

Уважайте желание родного, даже если оно неприемлемо для вас

– Очень часто к нам обращаются люди с вопросом: «Родственник отказывается есть, что делать?» Как это ни печально, но одна из причин такого поведения в том, что человек просто хочет уйти, чтобы не мучиться, – рассказывает консультант и тренер «Азбуки заботы» Юлия Матусевич. – Когда родные узнают об этом, им сложно смириться. Но необходимо, потому что это желание и право человека, которое нужно уважать.

Как-то я работала с семьей, где отец перенес тяжелый инсульт, был парализован. Родные максимально хотели продлить ему жизнь, хотя, когда он был в здравии, говорил им, что не хотел бы быть обузой. В таких случаях нужно отпустить человека – принять его выбор. Чем дольше оттягивать момент ухода, тем он будет тяжелее и для родственников, и для умирающего. Когда же близкие соглашаются и принимают решение больного, человек легче уходит, и родным самим внутренне становится легче.

Важно при этом дать возможность уходящему завершить свои дела. У меня был такой случай. 85-летняя женщина долгое время лежала в постели с переломом шейки бедра. У нее было несколько детей, все они ее навещали, кроме одной дочери. Когда женщина уже стала плохо есть и уходила, я пришла к ней, и она назвала меня именем этой дочери. Родственники стали извиняться передо мной и объяснять маме, что это чужой человек. Я их остановила: «Пусть я буду тем, кого она хочет видеть». Мы пообщались, я ее покормила, ушла, и буквально на следующей день женщина умерла, попросив перед этим всех выйти из квартиры и вернуться через час.

Таким образом я дала ей возможность попрощаться со всеми детьми для спокойного ухода. Такие моменты родные должны чувствовать и нормально воспринимать.

как ухаживать за лежачим больным

Будьте внимательны к потребностям

– Есть еще одна причина, по которой больной человек плохо ест, – ему не нравится еда, и он не может принимать пищу в таком объеме и темпе, – продолжает Юлия Матусевич. – Для нашего менталитета характерно плотно накормить человека. Но болезнь меняет привычки и вкусовые пристрастия. Поэтому нужно кормить тем, что хочет больной, и в его темпе. Как правило, тяжелобольные люди едят медленнее, и нужно дать им время. Это не ваше время, это время вашего родственника. Необязательно, к примеру, вливать чашку чая за раз. Возможно, лучше давать пить по три столовые ложки каждые 15 минут. Это не капризы больных людей, это их объективная потребность.

Часто на наших тренингах по уходу для родственников некоторые из них начинают плакать: «Если бы мы знали это раньше, то все делали бы по-другому, наши родные прожили бы дольше, им было бы комфортнее». Хочу сказать всем, кто столкнулся с такой ситуацией: вы не должны обвинять себя, что чего-то не сделали, – вы все сделали правильно в тех обстоятельствах.

как ухаживать за лежачими больными

Основные рекомендации

  • Несмотря на тяжелую болезнь, человек остается личностью, поэтому его мнение и решения должны учитываться, как и ранее.
  • Не делайте за больного то, что он может делать сам, старайтесь стимулировать его активность, это его зона роста.
  • Не взваливайте все на себя, так вы быстро перетрудитесь и упадете рядом с больным. Распределяйте нагрузку между всеми членами семьи, не спешите бросать работу, чтобы ухаживать, возможно, достаточно будет уйти на полставки.
  • Составьте список всех людей, которые могут вам чем-то помочь: родственники, друзья, знакомые, соседи. Кто-то поможет деньгами, кто-то временем, кто-то транспортом, кто-то купит лекарство или поможет найти реабилитационный центр, а кто-то приготовит обед. Лучше всего просить помощи в решении какой-то конкретной небольшой задачи.
  • Используйте возможности передышки! Вам тоже нужны силы. Сегодня, к примеру, можно временно поместить родных в больницы сестринского ухода системы Минздрава, в интернаты для инвалидов и престарелых, в территориальные центры социального обслуживания населения.
  • Сообщите о проблеме в поликлинику, там подскажут, чем могут помочь врачи и медсестры.
  • Не уходите в себя! Обсуждайте, что беспокоит вас, ваше окружение, вашего подопечного. Это важно для психологического комфорта семьи. Не стесняйтесь своих чувств раздражения или негодования – они естественны, когда человек устает и растерян.
  • Больной или травмированный человек зачастую ведет себя плохо по отношению к людям, которых часто видит. Старайтесь не воспринимать это поведение как личное оскорбление. В человеке говорит болезнь. Если чувствуете, что вам трудно сдержаться, выйдите из комнаты и вернитесь, когда успокоитесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 3077

Журналист и медиатор, в журналистике около 20 лет. Основной интерес - социальные проблемы. Закончила журфак БГУ. До портала «Здоровые люди» и газеты «Медицинский вестник» работала в редакции "Аргументы и факты" в Беларуси, еженедельниках «СССР: постфактум», «Московский комсомолец в Беларуси», национальной общественно-просветительской газета «Культура», Интернет-издании Оpen.by. Член Белорусской ассоциации журналистов. Материалы Анны выделяются чёткой структурой, глубиной раскрытия темы и своей аналитичностью. Хобби: литература, написание детских книг. Автор проектов: ТеДДи (Трибуна для детей) - национальная площадка для высказывания мнений и позиций детей по волнующим проблемам (совместный проект еженедельника «Аргументы и факты» в Беларуси, РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», Представительства Детского фонда ООН в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ)./Врачи – тоже люди (24health.)/Домашний уход за тяжелобольными (совместно с Белорусским Обществом Красного Креста) (24health.by) /Врачебные онлайн-конференции (24health.by совместно с tut.by).
Смотрите также