В 2014 году Беларусь присоединилась к Европейской сети школ здоровья и стала активно развивать собственную сеть. Сколько таких современных школ появилось в Беларуси за время реализации проекта и по каким ключевым показателям можно оценить их работу, рассказала национальный координатор школ здоровья, заведующая кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО, кандидат медицинских наук, доцент Елена Гузик.
Современная школа
Сколько школ участвует в проекте?
Идея внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс была включена в национальную госпрограмму «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016–2020 годы, что позволило решать вопрос системно. В рамках программы сотрудники БелМАПО разработали инструкции по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в школах и критерии, по которым можно оценить эффективность этой деятельности.
В 2018 году проекты «Школа – территория здоровья» реализовывались в 737 школах, что в 2,4 раза больше по сравнению с 2017-м. Это 27 % общего количества школ. Деятельностью по здоровьесбережению охвачены почти 340 тысяч учащихся (36,3 %). Школы оцениваются по степени внедрения здоровьесберегающих методик.
Высшую ступень (статус образцового учреждения образования) имеют сегодня 265 школ (36 % участников проекта).
Каковы критерии эффективности?
Эффективность школ по созданию здоровьесберегающей среды оценивается по следующим критериям:
- понимание коллективом школы ценности здоровья детей и наличие программы действий;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- оптимизация двигательной активности учащихся;
- профилактика нарушений осанки, зрения, психоэмоционального состояния учеников;
- социально-психологический климат в школе;
- организация рационального питания;
- формирование культуры здоровья у педагогов, учеников и их родителей.
Нужно отметить, что и до реализации проекта немало делалось для сохранения здоровья школьников. В белорусских санитарных правилах прописаны все необходимые нормы – и школы находятся на достойном уровне. Материальная база улучшается, закупается необходимая мебель (парты с наклонной поверхностью и конторки), устанавливается современное освещение. Однако можно купить хорошую мебель и не обращать внимания на рассадку детей, смонтировать необходимое освещение и не включать его, повесить офтальмологические тренажеры и не использовать их.
Поэтому для развития школ здоровья первостепенное значение имеет заинтересованность школьного коллектива. Это должна быть команда единомышленников, которых объединяет понимание, что здоровье – непреложная ценность, что от его состояния напрямую зависит успеваемость. Нельзя навязывать такое решение, школа сама должна захотеть развиваться в этом направлении, разработать свой план и внедрять свои методики.
Затратно ли это?
Внедрение здоровьесберегающих технологий не требует сверхзатрат. Как, к примеру, можно решить проблему дефицита двигательной активности школьников? Достаточно нарисовать классики в коридоре, и дети уже дополнительно двигаются. Или постелить ковровую дорожку, чтобы они могли поиграть на ней во время перерыва. В некоторых школах практикуют танцевальные флешмобы на переменках, когда старшие показывают движения младшим и все дружно танцуют. Еще вариант – дорожки здоровья во дворах школ из разных природных материалов, по которым детям интересно и полезно ходить.
Не так трудно решить и проблему школьного стресса. Он связан с высокой учебной психонагрузкой, большим объемом домашних заданий, отношениями между педагогами и учениками, завышенными ожиданиями родителей. Администрации нужно грамотно составлять расписание и контролировать домашнюю нагрузку. Медики уже все просчитали – необходимо просто соблюдать эти нормы. А для благоприятного психологического климата педагогам нужно создавать ситуацию успеха для детей, чтобы они не боялись ошибаться, не боялись учителя.
Мы рекомендуем школьным психологам постоянно напоминать педагогам о создании атмосферы успешности. Это очень важное понятие. Психологическая работа должна проводиться и с родителями, которые своими требованиями и амбициями доводят детей до нервных срывов. Школьные психологи способны решать все эти проблемы. Охват психологической работой коллектива учеников и родителей – важный показатель эффективности школы здоровья.
Как мотивировать других?
В ряде стран если учебное заведение подтверждает статус школы здоровья, учителям и администрации доплачивают надбавки. У нас пока этого нет. Но для мотивации уже кое-что делается. Планируется ежегодный республиканский конкурс школ здоровья по 10 номинациям, уже разработано его положение. Предполагается, что победители конкурса будут премироваться на уровне района.
Как перенять опыт?
В сентябре мы планируем собрать, обобщить, сделать экспертизу и опубликовать лучшие здоровьесберегающие практики, реализованные в школах республики. Ознакомиться с ними можно будет на сайте Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.
КСТАТИ
Деятельность Школ здоровья Республики Беларусь соответствует международному опыту Школ здоровья в Европе (SHE).
Основные ценности SHE:
- Справедливость. Равный доступ для всех к образованию и помощи.
- Стабильность. Здоровье, образование и развитие взаимосвязаны. Мероприятия и программы реализуются систематически и в течение длительного периода.
- Включение. Приветствуется разнообразие. Школы – это сообщество для обучения, в котором все ощущают доверие и уважение.
- Расширение прав и возможностей. Все члены школьного сообщества являются активными участниками процесса.
- Демократия. В основе SHE лежат демократические ценности.
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен