главный баннер

30 августа
30.08.2018

«Классики» в коридорах, ситуация успеха и демократия. Что отличает школы здоровья и много ли их в Беларуси

logo
Воспитание детей
0121
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

В 2014 году Беларусь присоединилась к Европейской сети школ здоровья и стала активно развивать собственную сеть. Сколько таких школ появилось в Беларуси за время реализации проекта и по каким ключевым показателям можно оценить их работу, рассказала национальный координатор школ здоровья, заведующая кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО, кандидат медицинских наук, доцент Елена Гузик.

Сколько школ участвует в проекте?

Идея внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс была включена в национальную госпрограмму «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016–2020 годы, что позволило решать вопрос системно. В рамках программы сотрудники БелМАПО разработали инструкции по созданию и развитию здоровьесберегающей среды в школах и критерии, по которым можно оценить эффективность этой деятельности.

В 2018 году проекты «Школа – территория здоровья» реализовывались в 737 школах, что в 2,4 раза больше по сравнению с 2017-м. Это 27 % общего количества школ. Деятельностью по здоровьесбережению охвачены почти 340 тысяч учащихся (36,3 %). Школы оцениваются по степени внедрения здоровьесберегающих методик.

Высшую ступень (статус образцового учреждения образования) имеют сегодня 265 школ (36 % участников проекта).

Каковы критерии эффективности?

Эффективность школ по созданию здоровьесберегающей среды оценивается по следующим критериям:

  • понимание коллективом школы ценности здоровья детей и наличие программы действий;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • оптимизация двигательной активности учащихся;
  • профилактика нарушений осанки, зрения, психоэмоционального состояния учеников;
  • социально-психологический климат в школе;
  • организация рационального питания;
  • формирование культуры здоровья у педагогов, учеников и их родителей.

Нужно отметить, что и до реализации проекта немало делалось для сохранения здоровья школьников. В белорусских санитарных правилах прописаны все необходимые нормы – и школы находятся на достойном уровне. Материальная база улучшается, закупается необходимая мебель (парты с наклонной поверхностью и конторки), устанавливается современное освещение. Однако можно купить хорошую мебель и не обращать внимания на рассадку детей, смонтировать необходимое освещение и не включать его, повесить офтальмологические тренажеры и не использовать их.

Поэтому для развития школ здоровья первостепенное значение имеет заинтересованность школьного коллектива. Это должна быть команда единомышленников, которых объединяет понимание, что здоровье – непреложная ценность, что от его состояния напрямую зависит успеваемость. Нельзя навязывать такое решение, школа сама должна захотеть развиваться в этом направлении, разработать свой план и внедрять свои методики.

Затратно ли это?

Внедрение здоровьесберегающих технологий не требует сверхзатрат. Как, к примеру, можно решить проблему дефицита двигательной активности школьников? Достаточно нарисовать классики в коридоре, и дети уже дополнительно двигаются. Или постелить ковровую дорожку, чтобы они могли поиграть на ней во время перерыва. В некоторых школах практикуют танцевальные флешмобы на переменках, когда старшие показывают движения младшим и все дружно танцуют. Еще вариант – дорожки здоровья во дворах школ из разных природных материалов, по которым детям интересно и полезно ходить.

Не так трудно решить и проблему школьного стресса. Он связан с высокой учебной психонагрузкой, большим объемом домашних заданий, отношениями между педагогами и учениками, завышенными ожиданиями родителей. Администрации нужно грамотно составлять расписание и контролировать домашнюю нагрузку. Медики уже все просчитали – необходимо просто соблюдать эти нормы. А для благоприятного психологического климата педагогам нужно создавать ситуацию успеха для детей, чтобы они не боялись ошибаться, не боялись учителя.

Мы рекомендуем школьным психологам постоянно напоминать педагогам о создании атмосферы успешности. Это очень важное понятие. Психологическая работа должна проводиться и с родителями, которые своими требованиями и амбициями доводят детей до нервных срывов. Школьные психологи способны решать все эти проблемы. Охват психологической работой коллектива учеников и родителей – важный показатель эффективности школы здоровья.

Как мотивировать других?

В ряде стран если учебное заведение подтверждает статус школы здоровья, учителям и администрации доплачивают надбавки. У нас пока этого нет. Но для мотивации уже кое-что делается. Планируется ежегодный республиканский конкурс школ здоровья по 10 номинациям, уже разработано его положение. Предполагается, что победители конкурса будут премироваться на уровне района.

Как перенять опыт?

В сентябре мы планируем собрать, обобщить, сделать экспертизу и опубликовать лучшие здоровьесберегающие практики, реализованные в школах республики. Ознакомиться с ними можно будет на сайте Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

КСТАТИ

Деятельность Школ здоровья Республики Беларусь соответствует международному опыту Школ здоровья в Европе (SHE).

Основные ценности SHE:

  • Справедливость. Равный доступ для всех к образованию и помощи.
  • Стабильность. Здоровье, образование и развитие взаимосвязаны. Мероприятия и программы реализуются систематически и в течение длительного периода.
  • Включение. Приветствуется разнообразие. Школы – это сообщество для обучения, в котором все ощущают доверие и уважение.
  • Расширение прав и возможностей. Все члены школьного сообщества являются активными участниками процесса.
  • Демократия. В основе SHE лежат демократические ценности.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 121

Журналист и медиатор, в журналистике около 20 лет. Основной интерес - социальные проблемы. Закончила журфак БГУ. До портала «Здоровые люди» и газеты «Медицинский вестник» работала в редакции "Аргументы и факты" в Беларуси, еженедельниках «СССР: постфактум», «Московский комсомолец в Беларуси», национальной общественно-просветительской газета «Культура», Интернет-издании Оpen.by. Член Белорусской ассоциации журналистов. Материалы Анны выделяются чёткой структурой, глубиной раскрытия темы и своей аналитичностью. Хобби: литература, написание детских книг. Автор проектов: ТеДДи (Трибуна для детей) - национальная площадка для высказывания мнений и позиций детей по волнующим проблемам (совместный проект еженедельника «Аргументы и факты» в Беларуси, РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», Представительства Детского фонда ООН в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ)./Врачи – тоже люди (24health.)/Домашний уход за тяжелобольными (совместно с Белорусским Обществом Красного Креста) (24health.by) /Врачебные онлайн-конференции (24health.by совместно с tut.by).
Наверх