12.10.2020
12.10.2020

Трудности перехода. Как сделать подростковый период безопасным

logo
Воспитание детей
0 228
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Подростковый период устойчиво ассоциируется с непослушанием, дерзостью, бунтарством подростка. Поэтому в любой семье, где растет ребенок, этого периода ждут с оправданным волнением. Его нельзя отсрочить, избежать, «перепрыгнуть».

Каким бы сложным ни оказался подростковый возраст, это неизбежный этап трансформации и становления личности на пути от детства к самостоятельной жизни. Понимание и принятие взрослыми психологии подростка могут сделать этот путь максимально безопасным и комфортным, считает Светлана Полещук, психолог Центра, дружественного подросткам (ЦДП) «Доверие» на базе 8-й городской детской клинической поликлиники г. Минска.

Подростковый возраст. От нормы к проблеме

Особенности общения с подростком

Психологическая концепция подросткового возраста, наполненного конфликтами и рисками, впервые была предложена известным американским психологом, одним из основателей педологии (ныне педагогики) Стэнли Холлом еще в 1904 году. То есть проблема трудностей переходного периода, мягко говоря, не нова.

Светлана Полещук, психолог :

— Исследования психологии относительно причин рискованного поведения очень многообразны. Но если их свести в одну точку, то следует вывод, что рискованное поведение – это неотъемлемая часть процесса взросления. Подростки рискуют, чтобы больше узнать себя, проверить свои способности, исследовать свои возможности, чтобы в конце концов отстоять свои границы, установленные семьей или обществом. Стоит учесть, что лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль над импульсом, созревают примерно к 25 годам. Соответственно, импульсивное поведение и эмоциональность в принятии решений, когда подростки не задумываются о последствиях, - тоже часть возраста.

Нормальный по сути процесс становится проблемой лишь тогда, когда рискованное поведение подростка принимает разрушительный или саморазрушительный характер.

Поэтому многие исследования в области подростковой психологии сегодня сдвинулись в практическую область: как помочь детям не переходить черту, за которой рискованное поведение принимает разрушительный характер, как сделать процесс взросления менее острым и более безопасным.

Воспитание чувств у подростков

На взрослом поколении сегодня лежит большая нагрузка, считает Светлана Полещук. Это объясняется тем, что в современном мире раздвинулись границы подросткового возраста. Нижняя сместилась к 10 годам (ранний пубертат), верхняя поднялась к 21 году (поздний пубертат). То есть с момента перехода от детства к взрослости проходит не менее 10 лет.

Это долгий период, в течение которого перед подростком стоят три основные задачи:

  • построение образа себя (через самопознание);
  • построение образа будущего (через самовыражение, самореализацию);
  • самоутверждение – этап, связанный с отделением от родителей, семьи.

Определенные риски связаны с тем, как и насколько эффективно подросток решает эти задачи.

Светлана Полещук, психолог :

— Например, процесс самопознания и построения образа себя или новой подростковой идентичности сегодня проходит не так, как раньше. Основная сложность – утрата рефлексии. Время личных дневников и литературных героев прошло. Современный подросток живет, общается, дружит онлайн. Но для того, чтобы выстраивалась личность, необходим принцип «зеркального я». Нужен настоящий реальный друг, глубокие отношения. В режиме «онлайн» этого нет или отношения носят достаточно поверхностный характер. В таком контексте подросток не всегда справляется с чувствами, которые его переполняют; не понимает, что с ним происходит. Но несмотря на то что эмоциональное напряжение растет, подростки редко обращаются к психологу или старшему взрослому с просьбой о помощи. В итоге возникает риск антивитальных переживаний, того, что лежит в основе суицидальных мыслей и процессов.

Ничуть не меньше проблем с построением образа будущего через самовыражение и самореализацию.

В 12-летнем возрасте, когда наблюдается виток развития новых способностей, современный подросток нередко сталкивается с двумя крайностями.

  • Либо он перегружен кружками и секциями и его жизнь настолько стрессогенна, что у него просто нет времени и возможности отрефлексировать свои чувства: где во всем этом он сам.
  • Либо родители полностью безразличны к его занятости.

Образуется ниша, наполненная скукой. Депрессивный настрой толкает подростка на поиск того, что принесет ему удовольствие, повысит фон настроения. Отсюда тяга к увлечениям высокой степени риска – от паркура до экстремальных селфи.

Подросток и взрослый: границы доверия

Отдельного внимания заслуживает этап сепарации, отделения подростка от семьи в процессе взросления. По мнению Светланы Полещук, здесь важно выделить три этапа:

  • Построение эмоциональных границ.

Примерно в 10-летнем возрасте уже можно наблюдать, как ребенок начинает устанавливать эти границы: закрытая дверь, скрываемые переживания, т.е. взрослому уже нет доступа в мир подростка. Туда может проникнуть только тот, кому он доверяет. И зачастую это вовсе не родитель.

Светлана Полещук, психолог :

— Задача взрослых состоит в принятии этих границ. Если взрослый не гибкий, не принимает и чувствует этих границ, подросток вынужден их защищать. То, что мы считаем грубостью, хамством в подростковом возрасте – это как раз-таки и есть ответная реакция на нарушение эмоциональных границ взрослыми, так называемая вербальная агрессия. Между прочим, отправная точка в развитии характера или становлении личности трудного подростка.

  • Построение интеллектуальных границ.

В подростковом возрасте (примерно в 15-16 лет) поиск общения с людьми, которые имеют альтернативные семье ценности – норма. Чтобы делать любой выбор в жизни осознанно, подросток должен сравнить.

Светлана Полещук, психолог :

— Зачастую в консультировании мы сталкиваемся с разными жалобами взрослых, мол, все, что закладывалось в процессе воспитания, обесценивается, и подросток ищет какие-то альтернативные пути. Здесь очень важно для родителей и для любого взрослого уметь выстраивать диалог с ребенком. Любое давление со стороны взрослых вызывает у него внутреннее напряжение. При этом у подростка нет возможности давить с той же силой в ответ. Поэтому алкоголь, протестное поведение, как правило, являются следствием внутреннего напряжения, которое складывается в поле взаимоотношений между взрослым и подростком.

  • Последний момент, который наступает ближе к 21 году, — экономическое отделение, когда подросток должен пробовать какие-то шаги в направлении самостоятельной жизни.

Это, пожалуй, самый сложный этап. Недаром многие остаются жить с родителями, несмотря на возраст. Да и сама ситуация в современном обществе, увы, такова, что зачастую подростки просто не могут себе позволить экономически отделиться.

Кто поможет подростку

Безусловно, роль ключевого помощника отводится самым близким взрослым – родителям. Умение уважать и не переходить границы, вовремя остановить себя в стремлении тотального контроля, опеки и занятости ребенка, слушать и слышать подростка, не задавливая его своим «безусловным авторитетом» - это базовые правила эффективного взаимодействия, которых должен придерживаться каждый взрослый. К сожалению, именно их соблюдать сложнее всего по причине или нежелания, или неумения, или скептического отношения к проблеме как таковой.

И тут самое время напомнить об инициативе Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), которая на протяжении вот уже 25 лет реализуется в Беларуси и направлена на создание лучшей среды для детей и подростков.

В частности, в рамках этой инициативы во взаимодействии с Министерством здравоохранения в 54 городах страны на базе детских поликлиник созданы и действуют Центры, дружественные подросткам (ЦДП). Да, здесь работают взрослые: врачи и психологи. Но отличает их то, что они тонко чувствуют и понимают потребности современного подростка и готовы откликнуться на любой запрос о помощи.

Здесь экспертно и в то же время на понятном языке ответят на вопросы о здоровом образе жизни, безопасном сексуальном поведении, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, проблемам курения, наркомании и алкоголизма. При желании в центре можно сдать экспресс-тест на ВИЧ или получить совет по выбору будущей профессии.

Работа ЦДП базируется на четырех незыблемых принципах: дружественность, добровольность, доброжелательность, доверительность и оказывается бесплатно и строго конфиденциально. Кроме того, на базе отдельных ЦДП создано так называемое комьюнити-пространство.

Светлана Полещук, психолог:

— В Центр, как правило, приходят ребята, которые имеют одни и те же проблемы. Поэтому комьюнити-пространство создавалось, как место, где подросток через общение с другими может преодолеть страх одиночества и социального несоответствия, пережить опыт позитивного контакта со сверстниками и взрослыми. Как показывает практика, это особенно актуально для тех подростков, у кого дефицит подобного опыта.

Фото из открытых интернет-источников

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 228

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».
Смотрите также статьи раздела "Воспитание детей"