2 июня

Покажи мне свой почерк, и я скажу, кто ты. Часть 1

Воспитай личность
6 0 191
Автор:
Жанна Гавриченкова
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Выбрать профессию поможет графолог

Думаете, зеркало души – глаза? Как бы не так! Все переживания, психическое состояние и характер человека отражаются в почерке.  Проанализировав ваш рукописный текст, хороший графолог расскажет,  о чем вы мечтаете, довольны ли своей работой и почему позавчера поссорились с соседом. Руководители обращаются к графологам, чтобы понять, какого сотрудника можно назначить на ответственную должность, а кто дестабилизирует коллектив. Родители приводят детей-подростков, когда те не могут определиться, какую профессию выбрать. В профориентации графолог – незаменимый советчик!

Звучит как сказка? Давайте разбираться.

Письмо мозга

То, что рукописный текст отражает  особенности характера и манеры поведения,  немецкий профессор-физиолог  Вильгельм Прейер доказал еще в 1895 году. Он собрал образцы почерков людей, которые были покалечены и не могли писать руками, но заново научились письму с помощью ног или рта. Оказалось, что их почерк  (Прейер назвал его письмом мозга) сохранил все особенности, которые были до инвалидности.

Позже немецкий профессор графологии, невролог Рудольф Пофаль опытным путем подтвердил психомоторную связь между импульсами головного мозга и начертаниями букв.

 
Сергей Артюшкевич
Врач-психотерапевт, эксперт-графолог центра исследования личности «Vecanto»
Почерк – очень сложный навык. При письме задействуется мелкая моторика. Работают не только пальцы, кисть, предплечье; другие мышцы тела, в том числе крупные, помогают держать туловище в нормальном положении, и всем управляет нервная система.

Кроме специфических навыков, выработанных непосредственно под письмо, многие навыки и функции нервной системы, задействованные для написания слов и предложений, используются нами и в повседневной жизни. Проще говоря, по тому, как человек пишет, можно сказать, как он живет, как управляет собой. Психика очень тесно связана с телом, и наше психическое состояние отражается на наших движениях: мышечных зажимах, амплитуде и скорости движений, на осанке и даже на заболеваемости.  Поэтому такой высокоточный и высокоорганизованный навык как письмо отражает очень много психических процессов.

По сути, почерк – это зеркало психики, и манера письма меняется в зависимости от того, о чем мы думаем и чем озабочены в данный момент.

Пример. Творческую девушку родители ориентировали на поступление в технический вуз. По просьбе графолога она написала от руки страницу текста на свободную тему. Когда будущая студентка рассуждала на бумаге о творчестве, буквы ложились свободно, спонтанно. Но едва речь зашла о намерении освоить техническую специальность, которая в будущем принесет ей материальные блага, текст стал отражать сильную неуверенность и тревогу: барышня явно не мечтала о выбранной профессии, не видела себя в этом будущем.

С родителями провели беседу, объяснили, что переживает дочь, рассказали о сильных и слабых сторонах ее личности, о склонностях и потенциале, дали рекомендации, в какой профессиональной области девушка сможет реализовать себя с максимальной отдачей.

Рассматриваем буквы

 
Сергей Артюшкевич
Врач-психотерапевт, эксперт-графолог центра исследования личности «Vecanto»
Какую конкретно выбрать профессию, человеку не скажет никто, никакие психологические тесты. Это, скорее, из области астрологии. Но почерк, физиогномика, психология могут дать представление о том, какой тип задач у человека получается лучше решать, как он подходит к их выполнению, какие профессиональные направления ему ближе всего и какие условия ему нужны, чтобы быть максимально эффективным.

К исследованию допускаются образцы почерка школьников, начиная с подросткового возраста. Раньше не имеет смысла: всех первоклашек учат писать по образцу, как в прописях, и впоследствии каждый неоднократно меняет манеру письма, находясь в поисках себя, познавая мир. К подростковому возрасту ребенок более-менее самоопределяется, почерк стабилизируется.

Важно, чтобы тестовое задание было написано в спокойной обстановке, а свободная тема сочинения дает возможность глубже заглянуть в подсознание испытуемого.

Слишком мелкий почерк. 

 Как и слишком крупный, говорит об отношении к самому себе. Очень мелкие буквы свидетельствуют о заниженной самооценке, ощущении своей ничтожности. Обладатель такой манеры письма может быть достаточно успешным, но все равно не ценит себя. Вряд ли он будет благорасположен к окружающему миру. Хороший руководитель из такого человека не получится.

Слишком крупный почерк. 

Может говорить об инфантильности. Особенно если почерк напоминает детский: пухлые, несколько наивные буквы. При этом литеры могут быть большие, но достаточно узкие и компактно организованные, а могут напоминать кружки (пузырьки), и в них можно поместить еще один кружок. Так вот, когда в буквах много воздуха, значит, человек очень много прилагает усилий для поддержания, раздувания своей самооценки, это говорит о некотором нарциссизме. Когда встает вопрос выбора профессии, юные нарциссы нередко идут по стопам родителей, поддерживая семейную династию.

Обратите внимание на разные зоны отдельных рукописных знаков: в буквах в, д есть центральная зона, а есть хвост. И если хвост улетает очень высоко, размах непропорционален средней зоне, то это говорит о больших амбициях.

Маленькие, еле видные хвостики, иногда даже меньше чем средняя зона, говорят о небольших амбициях, скромности, зажатости человека.  Если хвосты начинают цеплять друг друга — это часто признак субъективности, когда человек делает только так, как он хочет, ему никто не указ, он видит все только через призму своего мнения и посмотреть на ситуацию глазами другого он не способен.

Если между буквами нет связок, то этот признак надо рассматривать в комплексе, он сам по себе не играет никакой важной роли.

По словам Сергея Артюшкевича, важную роль играет также организация текста. Если посмотреть на написанное издалека, то в некоторых случаях можно увидеть необычную композицию, когда пробелы между словами образуют белую полосу; она пробивает весь текст (в самых запущенных случаях) или часть (соединяет 3-5 строк), иногда таких полос много, они могут быть вертикальными или наклонными.

Это говорит о серьезном внутреннем дискомфорте, сильных комплексах, которые часто ведут к нарушениям общения, проблемам во взаимодействии с другими людьми. Подразумевается не обязательно закрытость: человек, возможно, хочет из себя что-то представлять, а у него не получается. Или его слишком заботит, как о нем думают окружающие.

Если текст прилеплен к левой стороне листа – у детей и подростков это нормально, у них нет еще богатого жизненного опыта, поэтому цепляются за тот, который есть. Но в целом прилепленность текста к левым полям (и большие правые поля) означает, что человек зациклен на своем прошлом, испытывает нежелание идти вперед и ищет почву под ногами, боится будущего, оно внушает ему большую тревогу.

Что должно насторожить родителей подростков?

Поскольку рукописи отражают психическое состояние автора, родителям стоит внимательнее присмотреться к тому, как пишут их дети. Не всегда подросток откровенно расскажет  в семье о своих проблемах, но есть признаки, которые должны насторожить.

Зубастый, как пила, почерк означает какой-то внутренний протест, конфликт, очень много внутренней агрессии. Если буквы еще и мелкие – значит, этот конфликт подавляемый, человек переживает что-то сложное.

Если стенка одной буквы становится стенкой для другой, и между ними не просто нет связки, а вообще нет свободного места, они плотно слеплены — это тоже признак серьезного внутреннего конфликта, вплоть до невроза. Человек в это время имеет тяжелые переживания.

У праворуких школьников почерк в норме наклонен вправо или прямой. Но постоянно наклоненные влево буквы свидетельствуют, что человек стабильно уходит в интроверсию , отгораживается от окружающего мира. В этом случае, как и в предыдущих, желательно поговорить с подростком по душам, быть к нему внимательнее, а при его согласии обратиться к психологу.

 
Сергей Артюшкевич
Врач-психотерапевт, эксперт-графолог центра исследования личности «Vecanto»
Профориентация не дает готовых рецептов, это скорее карта, ориентируясь по которой, человек может выбирать специальность, уже более-менее разобравшись в себе, в сильных и слабых сторонах, возможностях. Он будет понимать, даст ли эта профессия развиваться его сильным чертам и не станет ли его слабая черта препятствием для роста в выбранном направлении.

Продолжение следует...

6 0 191

Чтобы перейти к обсуждению выполните вход или зарегистрируйтесь

Карта здоровья Беларуси
Наверх