Первый опыт общения со стоматологом, который мы получаем еще в детстве, формирует наше отношение к представителям данной профессии. Именно от него зависит, будем мы испытывать страх и тревогу или доверять медицинскому работнику. Расскажем, как перестать бояться зубного врача и какие психологические приемы помогают.
Доктор – пациент
Медицинское вмешательство связано здесь с сугубо интимной сферой – ротовой полостью человека. Работа стоматолога предполагает достаточно близкий кинестетический контакт с пациентом. Поэтому важная роль отводится доверию, установлению позитивного психологического контакта между врачом и пациентом. Уже первый прием может рассказать о многом – как ощущает себя пациент, открывает ли он «доступ к своему телу», намеревается ли продолжить лечение вообще и в этой клинике в частности.
Строение зубной системы человека включает множество нервных окончаний и кровеносных сосудов. Поэтому мы можем испытывать сильную и нестерпимую боль. Чувствительные рецепторы быстро передают болевые сигналы в близко расположенный от ротовой полости мозг.
Зубы непосредственно участвуют в формировании звуков речи. Поэтому боязнь потери своих зубов, следовательно, и искажения произношения слов после визита к стоматологу, тоже может быть важным обстоятельством. Ведь заранее неизвестно состояние своей ротовой полости.
Предназначение зубов
Помимо эстетических составляющих (красивая улыбка), зубы выполняют функцию захвата, удержания и пережевывания пищи. Можно сказать, что личные зоны губ, рта, языка, челюстей и зубов напрямую относятся к местам, связанным с инстинктом самосохранения и выживания. К слову, сексуальная часть нашей жизни связана с зоной ротовой полости: на губах, деснах, языке находятся наиболее чувствительные рецепторы, воздействующие на половое возбуждение.
Напрашивается вопрос – всех ли людей мы допускаем в свое интимное поле? Если допускаем, то каких именно? И закономерный ответ: «Конечно же, не всех, а тех, кто нам нравится и кому мы симпатизируем». Так и со стоматологом. Выбирать нужно такого постоянного врача, который как минимум будет приятен, а его вмешательство должно вызывать комфортные ощущения, насколько это возможно в данной сфере. В то же время для успешного процесса лечения важно, чтобы и терапевт не испытывал антипатии к пациенту. Если подобное происходит, от такого пациента лучше отказаться, передав коллегам.
Почему мы боимся стоматолога
Современная стоматология обладает значительным ресурсом анестетических средств для максимально безболезненного лечения. Почему же пациенты до такой степени боятся зубных врачей, что терпят до последнего? Во многом страх возникает из-за пережитой в прошлом сильной, мучительной боли. К тому же мы имеем разный уровень болевого порога. У некоторых он достаточно высокий, и даже сильное воздействие не вызывает значимых болевых ощущений. В стоматологической практике даже известны случаи проведения удаления и имплантации зубов без анестезии. А при низком болевом пороге даже незначительные раздражители способны вызвать у человека сильную боль.
Пациенты солидного возраста еще застали советские аппараты, которыми производилось лечение, и слабо действующие анестетики, не перекрывающие болевые ощущения. Тогда фактически контакт с бормашиной происходил по живым нервам. Опасаясь такого повторения, многие граждане стремятся избегать любого взаимодействия с врачами стоматологического профиля.
Как преодолеть боязнь посещения зубного врача
Преодолеть дентофобию поможет фладинг – постепенное «психологическое наводнение», один из методов поведенческой терапии. Техника постепенных шагов:
- Сначала пациент представляет и обдумывает предстоящую поездку в клинику и ее выбор. Можно почитать отзывы на сайтах, опросить знакомых о посещении данной клиники.
- Затем пациент (один, вместе с близким человеком или с психологом) приезжает к выбранному стоматологическому центру, гуляет рядом, понемногу преодолевая страх, смотрит на выходящих оттуда живых и невредимых людей. При желании можно поговорить с ними, узнать о том, как проходило лечение. Через день-два уже можно зайти внутрь клиники и посидеть возле кабинета, познакомиться с администратором, чтобы уточнить нюансы лечебного процесса.
- Следующий шаг – записаться на первичную консультацию, которая проходит еще без лечения. Следует обсудить со стоматологом опасения, понаблюдать, как происходит лечение других пациентов. Вероятно, большая часть страхов может быть развенчана уже на этом этапе. Внимательный доктор обычно хорошо понимает таких пациентов. Главное – не забудьте предупредить врача о своей боязни.
- При следующем посещении стоит попросить доктора начать с малого и, конечно, с применением анестезии. Иногда требуется на первых порах использование седативных средств.
Другие действенные психологические методики и приемы
- Хорошо также работают по преодолению неприятных эмоций техники визуализации, представления приятных переживаний – так называемый «позитивный банк эмоций». Это могут быть сексуальные ощущения, сцены природы, пляжа, моря, общение с любимыми людьми и друзьями. Так пациенту значительно легче пережить стресс.
- Бывает, что неприятные ощущения посещают пациентов при звуке работающей бормашины или специфических запахов лекарств. В этом случае можно проводить лечение, заглушив звуки прослушиванием любимой музыки в наушниках. А запахи устранить, дав понюхать человеку мяту или иные приятные ароматы, перебив тем самым первоначальный больничный запах.
- При наличии склонности к аллергическим реакциям стоит предупредить своего стоматолога, чтобы воздержаться от применения тех или иных анестетиков.
- При проявлении страха инъекций перед уколом рекомендуется смазать десну пациента местным анестетиком для исчезновения чувствительности. Это касается и других активно реагирующих на прикосновения зон – например, раздражение глотки, задней засти ротовой полости, способной вызвать рвотный рефлекс.
- Стоматологу полезно будет, особенно в первое время, детально комментировать каждое действие. Боязливый пациент боится потерять контроль над ситуацией, остаться в неведении относительно своего здоровья. Доктору следует периодически прерываться и объяснять пациенту о ходе своих манипуляций. Такую же возможность лучше предоставить и самому пациенту – при необходимости сделать перерыв, оповестив врача каким-либо жестом.
- Стоит упомянуть о таких неконструктивных чувствах пациента, как стыд и вина за состояние своих зубов. Слов обвинения со стороны врача в адрес пациента происходить не должно в силу существующей врачебной этики и положений законодательства. Те или иные проблемы с зубами могут возникать не по причине неправильного ухода за ними, а из-за природных врождённых особенностей организма. Поэтому никакой вины пациента в этом быть не может.
Постепенно убедившись, что на самом деле ничего страшного не произошло и достигнуты позитивные результаты по улучшению состояния зубов, страхи и опасения пациента сойдут на нет.
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен