Какой он, портрет гиперактивного малыша с дефицитом внимания?
Ребенок с повышенной двигательной активностью всегда выделяется среди детей. О том, что у него есть проблемы, становится понятно сразу. Это «вечный двигатель», клоун, непоседа, самый разговорчивый ученик в классе, часто «неудобный» ввиду неуместного поведения. Сначала он тянет руку на первой парте с воплем: «Спросите меня, я знаю, я учил!», а после предложения «потерпеть и дождаться своей очереди» очень расстраивается и теряет интерес к уроку.
Воспитание и обучение таких чрезмерно эмоциональных ребят становится испытанием для родителей и педагогов. Окружающие, как правило, к ним относятся с осуждением. Пока не столкнешься с этим диагнозом и не начнешь изучать проблему, трудно поверить, что контроль над собственным поведением и эмоциями достигается не столько силой воли и строгим воспитанием, сколько химическим «коктейлем» из гормонов и нейромедиаторов в мозге.
Попытаемся понять природу поведения детей с СДВГ из интервью с Татьяной Емельянцевой, врачом-психотерапевтом, доктором мед. наук, профессором кафедры «Психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии с курсом повышения квалификации и переподготовки». Стаж работы детским психиатром у эксперта более 35 лет.

Что отличает мозг ребенка с СДВГ от мозга нормотипичного ребенка?
– Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это проблема не воспитания, а проблема обмена дофамина в мозге.
Зачем мозгу дофамин? Этот нейромедиатор определяет способность испытывать удовольствие, иметь мотивацию к действию.
Самая частая фраза ребенка с СДВГ, которую слышат родители: «Мне скучно, мне нечем заняться». Если не предложить ему какое-то интересное занятие, он начинает сам себя развлекать. Например, может подстричь шторы или намазать клеем стул. При этом ребенок с СДВГ совершенно не способен остановиться и подумать о последствиях.
Ошибочно полагать, что у детей с СДВГ «много энергии». Все ровно наоборот: дофамин быстро заканчивается, а вместе с ним и способность к целенаправленной деятельности. Их работоспособность на уроке по биологическим причинам снижена на 5-25%. Результаты функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга подтверждают это. Дети с СДВГ не могут высиживать 45 минут урока, если их не хвалить, не переключать на другие виды деятельности.
Крайне важно знать механизмы возникновения СДВГ и приемы восстановления работоспособности мозга, и здесь осведомленность родителей и педагогов играет решающую роль.
Аномальная чувствительность к дофамину – особенность, которая остается у пациентов с СДВГ навсегда. Однако, если человек, понимая, что у него СДВГ, выстраивает свою жизнь так, чтобы экологично восполнять уровень дофамина, он ее проживет успешно.
Объясняя причины дефицита внимания, врачи говорят в том числе и о незрелой психике. Что это значит и как психика дозревает?
– Исследования ученых показали, что у детей с СДВГ патофизиологические механизмы могут затрагивать до 10 зон мозга. В большинстве случаев сенсомоторная область дозревает при СДВГ к подростковому возрасту. Клинически к 12-15 годам у детей с СДВГ отмечается значительное улучшение психомоторных функций, отвечающих за внутренний контроль поведения и речевой активности. Именно в возрасте 12-15 лет неуместная двигательная и речевая активность на уроках перестает быть проблемой, но невнимательность и крайняя нетерпеливость остаются на всю жизнь.
Правда ли, что зачастую один из родителей, воспитывающих детей с СДВГ, в детстве имел такое же расстройство? Наследственный фактор все же основной?

– В каждом клиническом случае у детского СДВГ свои причины, например: поражение мозга из-за внутриутробной инфекции, воздействие на плод во время беременности алкоголя, асфиксия в родах, тяжелые инфекционные заболеваний на 1-2 году жизни – все что угодно.
И да – у синдрома дефицита внимания отмечена достаточно высокая наследственная предрасположенность, как и к другим психическим и поведенческим расстройствам. По роду передается не только аномальная чувствительность к дофамину, но и психопатические наклонности, нетерпеливость, перепады настроения, нарушения порога стрессоустойчивости.
Искать причину бесполезно, но факт наличия СДВГ должен заставить родителей узнать об этом расстройстве больше. Очень рекомендую им начинать читать книги про данное расстройство, чтобы понять его природу и порой найти его проявления у себя.
Поэтому не ищите причины, ищите стратегии помощи.
Ко мне на консультацию нередко приходят мамы и говорят, что малыш пошел в папу, а оказывается, у нее самой симптомы СДВГ. Кстати, женский вариант СДВГ более адаптивный, более социально функциональный. В школе, как правило, девочки не нарушают дисциплину, выполняют требования учителя, выдерживают 4-5 уроков, в отличие от мальчиков. Но «качели» успеваемости у них тоже есть, как и повышенная утомляемость и невнимательность, которые приводят к тому, что они учатся хуже своих способностей.
Как повысить уровень дофамина? Что действительно работает, кроме медикаментов?
– Мы уже понимаем, что дофамин – своеобразный «антидепрессант» для человека с СДВГ. Добыванием этого самого «антидепрессанта» и будет заниматься всю свою жизнь человек с дефицитом внимания, гиперактивностью и нетерпеливостью. Он станет зарабатывать деньги для того, чтобы путешествовать, покорять Эверест, сёрфить на побережье, прыгать с парашютом и таким образом восстанавливать свою работоспособность – модная тема «жизненного стиля» человека с СДВГ. И это экологичные способы восполнения дефицита дофамина в отличие от алкоголя, запрещенных психоактивных веществ, рискованного сексуального поведения – социально неприемлемого образа жизни в целом.
Родителям и взрослым с СДВГ на заметку: как помочь получить дофамин? Прежде всего сон.
Уровень катехоламинов (дофамина и норадреналина, который связан с обменом дофамина) восстанавливается, когда мы имеем достаточный здоровый сон. А еще важную роль играют физическая активность, творчество, саморазвитие, хобби. Это и есть пути к нормальной жизни человека с СДВГ, который понимает свое состояние и что-то делает для того, чтобы иметь лучшую выносливость – психическую и физическую.
Питание влияет на поддержание работоспособности: естественные психостимуляторы (кофе, шоколад, зелёный чай, имбирь, специи) повышают работоспособность, в том числе, за счет стимуляции вкусовых рецептов.
Всем детям и взрослым с СДВГ подходит плавание, так как вода снимает усталость.
В качестве хобби, особенно для девочек, можно выбрать занятия танцами. Мальчикам подходит футбол и другие игровые виды спорта.
Прослушивание музыки – еще один экологичный способ «хакнуть» радость.
Дофамин достигается победами, но путь к победе достаточно долгий, а дети с СДВГ нетерпеливые и быстро перегорают. Задача родителей – найти те коллективы, кружки, где их ребенок может быть успешным. И позвольте ему хвастаться (это вовсе не плохо, как нас учило старшее поколение).
Запомните и расскажите другим: нейроотличному ребенку с СДВГ жизненно важно слышать в свою сторону аплодисменты. Это нужно и обычным детям, а имеющим диагноз СДВГ – тем более.
Хвалите своего особенного малыша, позволяйте ему для получения дофамина использовать гаджеты, но делайте это грамотно – дозируйте «трафик быстрого удовольствия» для профилактики зависимостей. Написал буквы в прописи – смотри мультик, решил пример – поиграй в игры. Выполняя домашнее задание, нужно разделить его на этапы. Если вы попросите его убрать в комнате, ребенок к уборке так и не приступит. Определите 3 задачи: застелить постель, сложить игрушки и убрать одежду в шкаф. Так вы поможете ему сосредоточиться на каждом этапе. По мере выполнения заданий ребенка следует сразу же поощрять.
Главный принцип воспитания – разделение трудностей (помощь) и незамедлительный подкуп.
Родители часто задают вопрос о том, как использовать гаджеты?
– Нужно понимать, что компьютерная игра, просмотр социальных сетей обеспечивают «быстрый дофамин». Вопрос в дозировании – ребенок с СДВГ не способен остановиться, это можно сравнить с алкогольной зависимостью. Родители должны контролировать интерес малыша к гаджетам, договариваться и отслеживать выполнение договоренностей.
Но, кроме использования планшетов и компьютеров, нужно искать и другие способы получения дофамина.
Быстрый дофамин и заканчивается быстрее. Согласитесь, предвкушение путешествия приятнее самого путешествия. Ты строишь маршрут, продумываешь мелочи, планируешь покупки и отдых за много дней до отправления. Таким образом, ты наполняешь жизнь «долгоиграющим» дофамином.
Рекомендации от детского психиатра

В воспитании ребенка с диагнозом СДВГ нужно придерживаться правила трех «П»: понять, принять и помочь.
Поймите, что у вашего ребенка не сложный характер или плохое воспитание, а очевидная проблема в работоспособности его мозга. Когда ребенок «истерит», в неадекватном состоянии он не слышит никого, родители должны это знать и просто ждать, пытаясь переключить внимание ребенка на что-то интересное.
Но если накричать на него, сенсорной перегрузки станет еще больше, реакция продолжится и даже усилится.
Примите ребенка таким каков он есть. Не стыдитесь его. В будущем симптомы сгладятся. В чем-то поможет лечение, в чем-то – коррекционная работа специалистов и родителей.
Помогите… В случае истерики попробуйте переключить внимание. Условно говоря, включите ребенку дофамин: «Ой, ты знаешь, у меня есть вкусное мороженое в холодильнике, специально для тебя лежит».
Хорошо, если ребенок воспитывается в любви. Хорошо, если семья полная и оба родителя участвуют в воспитании… У такого малыша, несомненно, больше шансов, потому что вдвоем проще справиться.
К слову, большинство моих маленьких пациентов с СДВГ (а их было много – стаж работы детским психиатром у меня более 35 лет) выросли успешными людьми. Даже те, у которых были тяжелые формы расстройства. Важно, насколько своевременно был поставлен диагноз и насколько рано мама и папа включились в воспитание ребенка, стали повышать собственное психобразование. Многие родители принимают антидепрессанты и ходят к психологу, чтобы правильно воспитывать своих особенных сыновей или дочерей – без криков, на дофамине.
Восемь принципов воспитания детей с СДВГ
- Не ищем причины, ищем методы.
- Разделение трудностей и незамедлительный подкуп.
- Придерживаемся правила трех «П»: понять, принять и помочь.
- Отдаем ребенка в школу в возрасте после 7 лет, за год его нервная система больше окрепнет.
- Помогаем своим детям найти экологичный способ «хакнуть» радость.
- Нейроотличному ребенку жизненно важно слышать в свою сторону аплодисменты.
- Предвкушение дофамина имеет более длительный эффект, чем быстрый дофамин.
- Воспитание ребенка с СДВГ – не напрасный труд родителей, и хорошие результаты обязательно будут.
Фото Татьяны Русакович
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен

