Глава мотоклуба Iron Pride MC Александр Тарасов рассказал Здоровым людям, чем живет его детище, как устроено мотодвижение в Беларуси и почему на белорусских сайтах так много объявлений о продаже б/у байков.
Мопед на восьмерых и дорога ради цели
«Первое двухколесное моторное транспортное средство у меня появилось в далеком 1978 году, – вспоминает собеседник. – Всем двором мы собирали и сдавали бутылки, макулатуру, тряпки. Накопили, по-моему, 50 рублей и купили на всех – нас было человек шесть-восемь – мопед «Верховина». Конечно, больше толкали его, чем ездили».
Александр объездил весь советский мотопром еще во времена СССР. Тогда мотоцикл в качестве средства передвижения выбирали люди с определенным складом ума, характером, внутренним стержнем, «обезбашенные», говорит он:
«Мы ощущали сильный пресс со стороны органов правопорядка. Мотоциклистов тогда называли «рокерами». В Минске конца 1980-х они собирались на Академии наук. А собрания в то время были запрещены, так что такие сходки заканчивались облавой. Не успел свалить – заканчивал день в отделении. Иногда приходилось улепетывать через подземные переходы. Но люди все равно приезжали, чтобы пообщаться и показать себя».
Сейчас за плечами Александра сотни километров дорог и более 30 лет мотостажа.
«В Беларуси не осталось мест, где бы нас (участников Iron Pride MC. – прим. ред.) не было. Также мы немало поездили по России, Украине, Западной Европе. Особенно комфортно каталось в сторону Черного моря: едешь в тепло, к морю. Но с 2014-го лично я туда не езжу, – говорит он. – Вообще в любой поездке должна быть цель. Если охота без толку кататься, так можно на кольцевую выехать и круги наматывать. В клубе мы четко продумываем план движения – куда едем, зачем, к кому. Сейчас мы в основном ездим к другим клубам в гости, к конкретным людям, просто на отдых».
Как появился Iron Pride MC и что означает это название
Клубу уже 14 лет. У его истоков стояло пятеро мотоциклистов, которые некоторое время просто катались вместе, а потом пришли к тому, что нужно себя обозначить.
«Есть люди «стайные», а есть одиночки. Стайные сколачиваются в группы, чтобы общаться с единомышленниками. Вокруг меня все время были люди. Мотоцикл – это только начало идеи, ее основополагающая часть, а сама идея в другом – в братстве и единстве», – объясняет задумку мотоклуба Александр.
Вместе с единомышленниками он начал изучать тему. И спустя год у клуба появился устав:
«Мировая история мотоклубов насчитывает более 70 лет. Основные правила, иерархия уже придуманы. Мы сторонники олдскульных понятий о мотоклубе, поэтому ничего не придумывали. Мы чтим традиции мирового мотоклубного движения».
Около 10 лет клуб просуществовал в формате МСС – MotorCycles Community, а затем реформировался в более солидный МС – Motorcycles Club.
«МСС – более лайтовый тип организации. В клубе такого формата нет четкой иерархии, жесткой вертикали власти, а взаимоотношения более демократичные. Проще говоря, сейчас Iron Pride MC – президентская республика, а была парламентская. На МС мы замахивались изначально, когда создавали клуб. Но силенок нам тогда не хватало, мы мало знали об этом. Постепенно пришли к тому, что при поддержке Белорусской Ассоциации Мотоклубов и с одобрения двух других МС-клубов страны получили новый статус», – говорит собеседник.
Со статусом изменилось и название – Live to Ride превратился в Iron Pride.
«Новое название рождалось очень тяжело, предложения мы принимали несколько месяцев. В итоге созвали собрание и решили: не уйдем, пока не определимся. Pride для нас – это не гордость, это семья, сообщество, стая, которая скреплена железной связью».
Испытательный срок для новичков и возраст мемберов
«Первая полуступень в мотоклубе – это суппорт (от англ. support «поддержка». – прим. ред.), человек, который поддерживает идею клуба. У него есть право заявиться в клуб, после того как его представит другим кто-то из полноправных членов. Если суппорт «созрел», то он становится хэнгераутом – в дословном переводе «болтающимся около». Спустя год человек уже проспект – кандидат в мемберы, полноправные члены клуба. Еще через год назначается собрание мемберов, на котором решается вопрос о принятии проспекта в полноправные члены. Каждая из этих ступенек определяется определенными нашивками», – разъясняет детали Александр.
Нашивки шьют на мотожилетку. При передвижении на мотоцикле надевать ее обязательно. Эта «форма» нужна члену клуба на любом мотомероприятии. А вот ездить в жилетке на работу, даже за рулем мотоцикла, в автомобиле или общественном транспорте устав запрещает.
Еще одно условие попадания в Iron Pride MC – возраст от 25 лет:
«Но мы готовы рассматривать и кандидатов помладше. Если человеку это интересно, то уже в 18 лет он может стать суппортом клуба, а в 23 доказать, что у него в голове не ветер. Но на практике моложе 23 у нас никого нет».
Испытательный срок, подчеркивает Александр, необходим не клубу, а новому человеку, чтобы он понял, нужно ли ему это, подходит ли ему коллектив.
«Многие приходят, видят, что все здорово, а потом понимают: так это надо еще самому что-то делать. Например, в нашем клаб-хаусе (клубном доме, месте сбора членов клуба. – прим. ред.) ни одного гвоздя не забито наемными рабочими. Все сделали пацаны, – отмечает он. – Для меня в слове «клуб» много значений. Это взаимопомощь, это братство. Кто-то считает, что он приобретет здесь что-то материальное. Такие люди разочаровываются и уходят. Потому что в клубе можно найти общение, мужские взаимоотношения, дружбу. Если человек хочет дать клубу что-то, то к нему тянутся».
Как наказывают лихачей и предателей
Члены мотоклуба в отличие от свободных мотоциклистов – фрирайдеров – обязаны соблюдать правила. Не только внутриклубные, но и правила дорожного движения:
«При передвижении клуба колонной правила безопасности жесткие. Клуб всегда едет за мной на оптимальной скорости. Я достаточно давно на дороге для того, чтобы оценить дорожное покрытие, освещение, количество транспорта. Но парни стараются безопасно передвигаться и в одиночку. Все ездят жилетах. Милиция, если кого-то поймала на лихачестве, уже знает, куда обратиться. С провинившимися работаем».
Куда более страшная кара ждет предателей:
«Если человек нанес вред клубу каким-либо образом, то он будет выгнан. Наши взаимоотношения основаны на чуть переработанных библейских истинах. Например, мы говорим: не укради у друга, брата, клуба. Все это для меня предательство. Если оно в человеке есть, то рано или поздно выстрелит. И кара будет моментальная».
Почему в белорусских мотоклубах нет женщин
Iron Pride MC, как и другие МС-клубы, не принимает в свои ряды мотоциклисток. И на этот счет у Александра свое мнение:
«Женщины не способны договариваться. Они более импульсивны, нежели логичны. Если собрать мужчин и женщин за круглым столом для решения проблемы, то, уверен на 100%, женщины будут думать эмоциями, мужчины – стратегически, а в итоге они разругаются и ни к чему не придут».
Хотя женское движение в мотосреде есть, однако развивается оно параллельно мужскому. В Беларуси сейчас два мотосообщества, которые объединяют женщин. Что интересно, их участницам, как правило, больше 30-40 лет:
«Вообще девчонки на мотоциклах ездят аккуратнее. Они выбирают этот транспорт осознанно. Обычно первогодке-пацану на байке до 19 лет, а девчонки впервые садятся на мотоцикл в более старшем возрасте, потому что с головой дружат. За все существование белорусского мотодвижения было всего несколько относительно громких ДТП с участием девчонок и все не по их вине, не говоря о противоположном поле. ДТП с мотоциклистами в большинстве своем провоцируют они сами».
Что отличает мотоциклистов от остальных водителей
Александр считает, что сборного образа мотоциклиста нет: «Сейчас мотоцикл выбирают абсолютно разные люди. Кто-то идейный, кто-то садится за руль по душевной потребности, а кто-то для крутости. Последние обычно поездят год-два, а потом разочаровываются и продают байк. Поэтому любой портал продаж открой – там тьма этих мотоциклов пластмассовых по цене до 3-5 тысяч долларов. Доступность техники теперь другая. Раньше это были эксклюзивные вещи. На заре становления клуба, в 1999-2000 годах в Минске было не более 50 хороших мотоциклов. Их владельцы были знакомы и относились друг к другу уважительно. А популяризация привела к тому, что многие считают: я изменю свою жизнь, приобретя мотоцикл».
Желание стать круче за рулем часто приводит к печальному исходу.
«У любого мотоциклиста должно быть чувство самосохранения, тогда он доживает до седой бороды. Потому что мотоцикл провоцирует на многие вещи. По этой причине у меня никогда не было спортивного мотоцикла. Пробовал на чужих спортбайках ездить и понял, что это не мое. Но тут каждый выбирает сам, я не могу убеждать. Это как пить: кто-то умеет, а кто-то – нет. И вот последнему лучше вообще в это не ввязываться».
Сейчас в гараже у Александра один мотоцикл. Туристический, для душевных поездок, как он говорит. Но да, мотоциклов много не бывает, ведь это техника не на каждый день. Есть у него и автомобиль.
«Противостояние мотоциклистов и автомобилистов притянуто за уши. Многим нравится обсуждать эту тему. На мой взгляд, мудаки есть и с одной, и с другой стороны. Если ты мудак, то хоть на осле едь – все равно кто-то тебе будет мешать, а ты будешь возмущаться. Так что противостояния по виду транспорта нет. Есть противостояние людей», – считает он.
Кто примиряет мотоклубы в Беларуси
Сейчас в стране зарегистрировано 15 мотоклубов, деятельность которых регулирует Белорусская Ассоциация Мотоклубов. Клуб Iron Pride MC также входит в ее состав.
«Ассоциация регулирует отношения между существующими клубами и открытие новых. Свободные райдеры не имеют к нам отношения. У большинства клубов есть статус общественных объединений, и они действуют в формате МСС, – поясняет он. – Стычки между членами разных клубов есть. В основном это бытовуха – оскорбил клуб или посмотрел на чужую девушку. Пока существует ассоциация, все вопросы и конфликты решаются за столом».
Примечательно, что в мотокругах любое оскорбление в сторону члена определенного клуба воспринимается как вызов всему клубу.
«На это мы отвечаем максимально жестко, поэтому среди мотоциклистов у нас не очень хорошая репутация. Мы стоим за свое, чужого не надо», – заявляет Александр.
Вообще конкуренция в этой среде постоянна. В основном, за крутость:
«Чем привлекательнее клуб, тем больше в нем людей, а чем больше мемберов, тем больше дел можно сделать. Одна история, когда в мотопробеге или благотворительной акции участвует десять человек, другая – когда 100».
Сейчас Iron Pride объединяет десятки людей в разных городах Беларуси.
«Моя мечта – уйти на покой, оставить свое место человеку, за которым будет мощная организация. Насколько она реализуема, время покажет», – заключает Александр.
Фото - Евгений Креч
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен