Ная Романская, педагог вокального мастерства и сценического искусства, ведущая мастер-класса «Голос — больше чем звук» в рамках Эстафеты «Во имя жизни».
Ная, Вы необычный педагог по вокалу. Расскажите подробнее, что еще, кроме музыки, входит в Вашу работу?
Сейчас я не могу даже четко сформулировать, как себя называть (смеется – прим. автора). Приходят люди с разными задачами, даже оздоровления, хотя я не доктор. Как педагог по вокалу, я занимаюсь звукотерапией, голосотерапией и использую разные инструменты, чтобы решать проблемы, которые влияют на голос. Ведь только вокальные упражнения не могут снять голосовые зажимы, причина которых у 90% взрослых людей — в психосоматике. Когда приходит такой человек, нужно либо отправлять его к психологу, либо работать с этим самой. И мне пришлось научиться. После этого ко мне стали обращаться даже как к тренеру личностного роста, хотя я себя так не называла. Я помогаю людям определять свои цели и выстраивать их иерархию.
Я знаю, что и Ваша вокальная «история» очень нестандартная. Как все начиналось?
— С детства мне говорили, что у меня голоса нет. А взрослым людям веришь. Я занималась музыкой — играла на скрипке. Когда училась в витебском музучилище, моя однокурсница пела в ресторане вечерами, шила себе яркие костюмы, ей дарили цветы… Петь в ресторане мне казалось пределом мечтаний. Учиться было очень тяжело, и я не закончила, выгнали за неуспеваемость (смеется – прим. автора). И вот подруга поступила и уезжала в другой город, и меня взяли в ресторан вместо нее. Я тогда была без опыта, но быстро разучила репертуар и пела, как могла. Через 2,5 года я поступила в Минск, в педуниверситет на специальность «музыка и театр». И продолжала петь — хотя теперь понимаю, насколько это было зажато и неправильно.
Закончила университет с красным дипломом. Меня звали там и работать, но я увидела оклад и поняла, что за такие деньги выжить в Минске одна не смогу. Я стала преподавать в частной студии. Со временем у меня появилось столько «своих» учеников, что я поняла: нужно открывать собственную студию. В 2014 году это получилось.
Когда у Вас начались проблемы с голосом?
— К тому времени у меня уже бывало, что ученик разучивает сложную песню, я ему объясняю, но сама спеть не могу. Я видела, что мой голос не прогрессирует, был постоянно какой-то потолок в высоких звуках, вибрато и так далее. Голос тускнел. Со временем становилось все хуже, хотя я вела здоровый образ жизни, не курила. В конце концов я поняла, что все: мой голос угроблен, голосу — хана. Мне было 27 лет.
Чтобы вернуть голос, нужно было перестроиться на другое звукоизвлечение, гигиеничное, а для этого надо, чтобы перестроилась физиология, надо забыть заученные координационные привычки голосовые. Это не так просто. Мне пришлось два года не петь. Это время я занималась кофейным бизнесом, развивалась в сфере гостеприимства.
Как Вы снова запели?
Вдобавок к голосу у меня тогда же усугубились проблемы со здоровьем, прогрессировал сколиоз. Я попутно искала разные пути оздоровления, в частности изучала восточные практики. Как-то я стала ходить на единоборства вин чун. И мой тренер, Андрей Гороховик, очень мне помог, поставил дыхание. Со временем я ощутила трансформации в теле, у меня расслабился живот, я стала понимать, что уже по-другому дышу.
А потом попробовала спеть и почувствовала, что пою тоже не так, как раньше. И до меня начали доходить некоторые вещи, о которых я читала в учебниках по вокалу: например, какой-то певец описывает свои ощущения, а ты не понимаешь, что он имеет в виду. Я осознала, как правильно дышать, что такое свободный голос, свободная энергия звука. И начала заново заниматься, ставить себе голос с нуля. Не лезла в сложные произведения — как ученик, воспитывала свой голос. И на сегодня это уже совершенно другой звук и другое понимание.
Тогда я смогла вернуться в педагогику.
Но теперь Вы преподаете далеко не просто пение…
— Большинство моих учеников — взрослые. И я замечала, что взрослых людей часто сложно научить петь. Можно выучить ноты, но это еще не пение. За время, что я боролась с собственными проблемами и диагнозами — а лечилась я только сама, — за время этих поисков я научилась работать со своими психосоматическими зажимами. И благодаря личному опыту мне стало легко работать с людьми, потому что я могла им в этом помочь, снять зажимы, которые мешали им петь. А зажатых голосов очень много. В голосе есть четыре основных типа зажимов: в диафрагме, гортани, челюсти и носоглотке. Все они имеют психологические причины. Слыша, где у человека в голосе зажим, я могу иногда интуитивно догадываться, в каком месте у него проблемы по жизни. И вот я начала так работать, немного помогая людям в психологическом плане, и со временем стала видеть результаты в вокале.
На эстафете «Во имя жизни» Вы будете проводить мастер-класс «Голос — больше чем звук». Что ожидает участников?
Я хочу на мастер-классе немного рассказать, что такое голос, и донести до участников основы голосотерапии. Акцент буду делать на практике, чтобы они прочувствовали, как работать, как пробудить в себе голос. Показать, как с телом поработать, чтобы оно начало доверять нам. Ведь голос — это доверие тела нашей психике.
Все дело в нелюбви и неуважении к себе, своему телу. Многие люди ставят себе такие цели, просто унизительные для их тела, когда начинают работать по 12-14 часов, делать многое в ущерб себе. Тело это чувствует и перестает резонировать, перестает «звучать» — это начальные проявления. Если человек не реагирует, то оно начинает заболевать, и чем дальше, тем серьезнее.
Так вот мне хочется донести до людей, что нужно начать заботиться о теле. И можно начать с голоса, ведь это доступно. Те упражнения, которые я буду показывать на мастер-классе, можно самостоятельно выполнять дома.
Вы раньше уже работали с онкопациентами? Чем работа с ними отличается от обычной?
В таком масштабе работаю впервые, но я с этим сталкивалась сама и в частном порядке помогала несколько раз людям с таким диагнозом.
Это люди отчаявшиеся. Им нельзя сказать: «Смени свою точку зрения». Первое, что нужно сделать — это посеять надежду в человеке. Нужно поговорить с ним о мечтах. Потому что если человек не захочет к чему-то стремиться, у него не будет какой-то цели, интереса, лучика, за которым он пойдет, то… Это мое мнение, мои наблюдения — что медицина тогда просто растянет процесс умирания.
Мне кажется, что онкозаболевание невозможно излечить, не изменив человека. Я видела людей, у которых просто переворачивалось отношение к жизни, они поняли, что их проблемы прежние — ничто по сравнению с той болью, и то, к чему они стремились — ничто по сравнению с тем, как хочется жить. Вот эта боль исцеляет человека. И он начинает относиться к жизни по-другому. То есть смысл в том, что нужно сменить вектор личности, полюбить себя.
Ная, а что помогает Вам самой преодолевать трудности, проблемы?
Мечты. У меня много дневников, куда я записываю свои мечты, например, есть список мест, которые я хочу посетить, список музыкальных произведений, которые я хочу услышать вживую: опер, симфоний…
Еще я вспоминаю своих кумиров, ту же Коко Шанель, как ей было тяжело, откуда она выкарабкалась.
И еще оборачиваюсь назад и понимаю, что… Знаете, как говорят, бог не дает испытаний сложнее, чем ты способен перенести.
Вы сказали, что Коко Шанель — одна из Ваших кумиров, а какие еще личности Вас вдохновляют? Кто Ваш герой в реальной жизни, человек, который Вас воодушевляет?
— Вообще меня очень восхищают люди с фундаментальным мышлением, с широким кругозором, такие как Аристотель, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Циолковский. Это как в древнегреческих школах: человек свободный должен был уметь играть на авлосе, петь в хоре, сочинять стихи, знать философию, математику, то есть быть разносторонне развитым. Да Винчи, например, был очень широк в своих познаниях в разных областях. Такие примеры меня вдохновляют.
А Коко Шанель — да, меня воодушевляет ее жизненный путь, я собираю книги о ней. Из современников меня восхищает Валерий Гергиев, великий дирижер, который еще держит уровень академической музыки.
Расскажите, кстати, о своей любимой музыке, книгах, фильмах.
Люблю музыку эпохи барокко. Она структурирует мышление. Когда говорят о звукотерапии, часто советуют Моцарта. Да, это очень позитивный и понятный композитор. Но я бы добавила Вивальди и Баха. Бах, конечно, сложнее, но если его слушать, это такое развитие синоптических связей! Я люблю очень русскую классику, Рахманинова, Мусоргского, Чайковского, но если бы мне сказали назвать одного любимого композитора, все-таки это был бы Бах. Это просто космический уровень.
Насчет кино — я обожаю советские комедии, очень люблю Тарковского, «Солярис» — потрясающий фильм, один из моих любимых. Очень нравится «Сибирский цирюльник», плачу при каждом просмотре.
Из художественной литературы я люблю всю русскую классику. Обожаю Пушкина. Может, звучит банально, но читая его, я то плачу, то у меня какие-то озарения, для меня этот писатель и поэт просто волшебный.
Но в последнее время, увлекшись физикой, я больше читаю научной литературы. Люблю ученую мысль старой школы. Например, меня очень впечатлила и вдохновила книга «Рефлексы головного мозга» Сеченова. А какой слог был! В плане написания образовательных программ по постановке голоса на меня огромное влияние оказали Сеченов, Павлов, Бернштейн. Особенно труд Николая Бернштейна «О построении движений». Там на уровне фундаментальных принципов описаны закономерности наработки каких-то новых навыков, построения координации. Усвоив эту книгу, можно обучить человека чему угодно. Я немного занимаюсь балетом, как хобби, наблюдаю эти закономерности и убеждаюсь в этом.
Людям, которые приходят ко мне за консультацией по личностному росту, а тем более просят позаниматься ораторским мастерством, я говорю: вам нужно углубить ваше мышление в первую очередь, сделать его фундаментальным. Ведь оратор — это человек, который умеет глубоко разбираться в том, о чем говорит. Накидать заумных терминов сейчас все могут, а вот фундаментально вести беседу, излагать какой-то принцип — нет. Я советую им читать. Одному программисту, с которым занимаюсь целеполаганием, я посоветовала эти «Рефлексы…» Сеченова, потому что программирование очень схоже по своим принципам с работой человеческой психики. Он на следующий же день мне написал в восторге, у него озарение просто случилось, настолько он проникся.
А таких книг очень много. Я всем советую читать классиков философии, особенно древнегреческих: Платон, Сократ, Аристотель. Даже если непонятно, надо читать, читать, читать — и в какой-то момент мозг просто начинает по-другому работать.
А что порекомендуете посмотреть или почитать в тяжелой жизненной ситуации?
На мой взгляд, самая великолепная для этого книга — это «Алые паруса». Сейчас популярно позитивное мышление, аффирмации и все такое. «Алые паруса» ведь как раз про это, а написаны были гораздо раньше. Книга очень вдохновляющая, там все понятно, просто, к тому же написано очень красивым, душевным языком — это меня очень трогает.
Если лень читать, можно посмотреть — вот, кстати, великолепный фильм, прекрасно снят, и Лановой — прямо мечта, а не мужчина (смеется – прим. автора). Помню, как-то этот фильм меня вытащил из глубокой апатии. Бывает, погрузишься в какие-то проблемы и начинаешь унывать. И вот я посмотрела этот фильм, проплакалась… И встала вся просто как окрыленная.
Есть ли у Вас свой жизненный девиз?
Мой девиз — это «взращивай в себе любовь». Потому что я поняла, что причиной многих болезней, затруднений и каких-то блоков по жизни является нелюбовь к себе. Нас этому не учат, у нас нет культуры любви к себе и к окружающим. Есть самопожертвование и масса всего, что на самом деле не является любовью. У нас часто «причиняют добро». Это эгоизм. Многие делают добрые поступки не из любви, а из эгоизма. А наш организм это расценивает как нелюбовь к себе. Зачем ты ради кого-то что-то делаешь, если у тебя самого еще не все хорошо?
И важно взращивать вот эту адекватную любовь — к себе, к детям, родителям, близким, противоположному полу. Мне кажется, что нужно даже какую-то науку создавать, чтобы прививать это еще на уровне детского сада и школы. Я считаю, что это наука будущего — наука о настоящей любви.
И вот казалось бы, где физика и где любовь. А я изучаю законы физики, теорию звука, вибраций — это такая любовь на самом деле! Взять третий закон Ньютона: любое действие имеет равное противодействие. Декларируя любовь, ты получишь любовь. Декларируешь ненависть — и ты получишь обратно то же. Это зеркальная симметрия пространства, от этого никуда не денешься. Поэтому вот мой девиз — о любви.
А что вдохновляет и мотивирует Вас каждый день?
Сейчас я обожаю все, что я делаю. Я люблю своих учеников. Меня вдохновляют люди, голоса, я вижу во всем гармонию. Даже в болезнях: они дают понимание, так твой организм сигнализирует тебе, что ты где-то недолюбил себя.
Я чувствую этот закон: если я декларирую любовь, то я получу любовь. Честно признаюсь, последнее время у меня почти нет неприятностей, ни с работой, ни с чем. Потому что я иду в налоговую и уже с порога улыбаюсь, захожу к своему инспектору и говорю ему: «Здравствуйте, я так рада вас видеть!». И он улыбается и помогает. И так везде. Даже если на улице мне кто-то нагрубил, я улыбаюсь в ответ. И этих ситуаций становится меньше и меньше.
Вещи, которые мне не хотелось бы делать — их уже нет, я делаю только то, что мне нравится, и это мне приносит и деньги в том числе. Я с утра до вечера занимаюсь звуком и его изучением, и меня вдохновляет эта моя деятельность, моя одержимость.
Благодарим Наю Романскую за поддержку Эстафеты «Во имя жизни».
До встречи 24 августа 2019 в Минске. Эстафета «Во имя жизни» – это акция для онкопациентов и их близких. Будем учиться грамотно помогать себе и нуждающимся. Против рака мы сильнее вместе!
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен