Не прошло и года с момента вступления в силу декрета, ограничившего возможности курильщиков дымить, где вздумается, как национальное антитабачное законодательство ужесточилось принципиально новым и важным документом.
Так, с сегодняшнего дня, 18 июля, вступило в силу постановление Совета Министров № 232, направленное на введение отдельных запретов и ограничений при реализации нетабачных никотиносодержащих изделий. Поскольку данная продукция не содержит табака и не попадает под понятие табачных изделий, до настоящего времени ее продажа в Беларуси никак не регулировалась законодательством. Отныне же продавцам паучей, жевательных резинок, мармеладок и леденцов, содержащих никотин, придется придерживаться определенных правил. Каких именно, журналист портала Здоровые люди узнала от начальника управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ Михаила Жигало.
Михаил Жигало, начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли:
– Прежде всего в целях обеспечения комплексного нормативного толкования постановлением введена соответствующая терминология. В частности, впервые в национальном законодательстве закреплено точечное понятие нетабачного никотиносодержащего изделия. Это любая продукция, предназначенная для употребления и содержащая в своем составе никотин.
На рынке такие изделия представлены довольно разнообразно: в виде мармелада, жевательных резинок, конфет, леденцов, паучей (подушечки с растительной смесью для рассасывания под губой, не имеют табака в составе, но содержат никотин). За счет вкусовых качеств и ароматических добавок нетабачные изделия являются весьма привлекательной формой для потребления никотина, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Кроме того, их часто позиционируют как альтернативу классическому табаку с «потенциально сниженным риском для здоровья».
Вместе с тем негативное воздействие никотина на организм человека неоднократно доказано многочисленными научными исследованиями. Это и предопределило необходимость введения ограничений продажи никотиносодержащей продукции и соответствующего регулирования.
Отныне нетабачные никотиносодержащие изделия нельзя:
- продавать несовершеннолетним лицам, не достигшим 18 лет;
- реализовывать посредством разносной торговли, например, с использованием тележек, лотков, иных приспособлений или без, а также через торговые автоматы;
- продавать методом самообслуживания, при котором покупатель имеет непосредственный доступ к продукции;
- не допускается их продажа по образцам;
- реализация такой продукции запрещена через интернет-магазины и с использованием иных методов дистанционной продажи;
- запрещены к продаже на рынках;
- открыто выкладывать данные изделия и их образцы в витринах и другом торговом оборудовании (за исключением магазинов беспошлинной торговли с учетом их специфики). Информация о реализации нетабачного никотиносодержащего товара должна размещаться в виде перечня с указанием наименований изделий, расположенных в алфавитном порядке.
Михаил Жигало, начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли:
– При разработке данной нормы мы исходили из целей унификации требований к обороту как табачной продукции, так и нетабачных никотиносодержащих изделий. Также мы регламентировали порядок их демонстрации. Предусмотрены случаи, когда допускается открытие торгового оборудования, в котором хранятся данные изделия, определены нюансы, в каких непосредственно случаях может осуществляться демонстрация.
Кроме того, нетабачные никотиносодержащие изделия включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Следовательно, потребители не вправе их вернуть продавцу или обменять на аналогичный товар. Также вне закона комиссионная торговля подобным товаром.
За нарушение правил торговли предусмотрена административная ответственность – штраф.
По мнению Михаила Жигало, учитывая достоверно негативное влияние никотина на организм человека, вступившее в силу постановление будет способствовать повышению демографической безопасности общества, защите здоровья населения.
Вместе с тем эксперт отметил, что документ нельзя считать достаточной мерой для установления надлежащего и комплексного регулирования оборота и реализации нетабачных никотиносодержащих изделий. Необходимо вступление в силу соответствующего обязательного технического регулирования, которое в настоящий момент и на национальном уровне, и в рамках Евразийского экономического союза отсутствует. Техническое регулирование позволило бы, например, определить максимально допустимый уровень содержания никотина в продукции. Это является основополагающим фактором для обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Михаил Жигало, начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли:
– Определенные предпосылки уже были приняты на площадке ЕврАзЭС и фактически дали старт разработке технического регулирования в отношении данной продукции на уровне «пятерки». Однако хочу отметить, что на практике такая разработка занимает от 3 до 5 лет. На наш взгляд, мы могли бы пойти по пути введения национального технического регулирования, на что, по оценкам разных специалистов, уйдет от 6 месяцев до года. В настоящее время Министерство торговли поддерживает разработку именно национального технического нормативно-правового акта. Поэтому с соответствующим предложением мы обратились в Министерство здравоохранения и Государственный комитет по стандартизации.
Фото эксперта – Валентина Мохор.
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен