Из-за пандемии коронавируса мы перешли в удаленный формат: дистанционными становятся учеба, работа, общение с друзьями. Встречи, консультации, лекции, конференции проходят в онлайн-режиме. В связи с этим многие столкнулись с новым для них вызовом – как правильно организовать свое выступление в онлайн-формате? Ведь при живом общении спикер видит свою аудиторию, может вовремя среагировать на реакцию слушателей, выстроить диалог или удержать внимание. В онлайн-режиме это не всегда доступно.
Безусловно, переход в онлайн требует определенных навыков и умений как с технической точки зрения, так и коммуникативной. Легко это дается далеко не всем вне зависимости от подготовки, пола, возраста, профессионального статуса.
О том, как правильно организовать свое выступление онлайн, журналист информационного портала «Здоровые люди» поинтересовалась у заведующей кафедрой клинической и консультативной психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, кандидата психологических наук, доцента Оксаны Шульги. Кстати, многие советы наш эксперт проверила на себе, ведь лекции для студентов теперь приходится читать с помощью онлайн-сервисов.
Акцент на тембр голоса и визуальный ряд
Для того чтобы слушатели могли усвоить сложный материал, немаловажное значение имеют оформление презентации, ее контент, а именно цвет, форма и графика предоставленного материала. Например, для презентации лучше всего использовать теплые цвета: оранжевый, красный, желтый, зеленый, которые привлекают и дольше удерживают внимание. Кроме того, эти цвета ассоциируются с энергией, жизнью, активностью, развитием, интеллектом, лидерством, что может способствовать проявлению этих качеств у слушателей.
Можно использовать инфографику или простые образы в виде метафоры, которые позволят легче создать ассоциации между осваиваемыми знаниями. Одного стиля презентация желательно придерживаться на протяжении всего выступления.
Только 7 % информации передается с помощью слов, а остальная дополняется и поддерживается невербальными стимулами. И если еще высота, тон голоса, интонация могут быть переданы слушателям, то визуальные сигналы, мимика, жесты, эмоции, контакт глаза в глаза не всегда доступны. Из-за этого часто допускаются коммуникативные ошибки.
Поэтому эксперт советует:
1) необходимо сделать текст своего выступления более простым и понятным для слушателей. Структурировать его на блоки, не давать большой объем материала, предложить аудитории познакомиться с оригинальным источником самостоятельно;
2) голос всегда был одним из основных инструментов спикеров. В онлайн-режиме именно на него увеличивается содержательная и смысловая нагрузка. Поэтому нужно обращать внимание на звучание своего голоса.
Оксана Шульга: «Лучше всего, когда мы используем средний темп и высоту голоса, но для привлечения и удержания внимания слушателей рекомендуется повышать или понижать голос время от времени. Сегодня нелишним будет освоить навыки ораторского мастерства».
Для хорошей дикции и голоса, рассказала эксперт, можно регулярно выполнять ряд упражнений:
- утром следует хорошо потянуться и от души зевнуть. Это позволит расслабить челюсти и губы и потренирует артикуляционный аппарат;
- занимаясь утренними делами или перед самим выступлением можно спеть любимую песню, прочитать стихотворение или текст лекции/семинара/вебинара с закрытым ртом, произнося «ммммм» минут 5–10;
- выполнить артикуляционные упражнения:
1) «Уточка» – вытягиваем губы вперед длинной трубочкой;
2) «Рыбка» – хлопаем губами друг о друга, не произнося звуки;
3) «Бочка» – сильно надуваем щеки, стараясь изо всех сил удержать воздух во рту;
4) «Пятачок» – вытягиваем трубочкой губы и двигаем ими по кругу;
5) «Улыбка» – вытягиваем губы трубочкой, а затем растягиваем их в улыбку.
Во время выступления необходимо следить за тем, чтобы спина была ровной. В таком положении лучше работают голос и диафрагма, что позволяет поступать воздуху для эффективного говорения. Не рекомендуется также сильно поднимать подбородок, чтобы не зажимать голосовые связки.
Задавайте вопросы и вовлекайте аудиторию
Чтобы ваше выступление не прошло впустую, а заинтересовало аудиторию, нужно чаще использовать обратную связь, задавать вопросы (в том числе риторические) и получать ответы. Это поможет понять, насколько правильно вас понимают слушатели. Желательно использовать такие коммуникативные техники, как перефразирование и резюмирование. Эти методы позволяют привлечь внимание слушателей, ведь не секрет, что во время онлайн-трансляции те, кому она предназначена, параллельно могут заниматься посторонними делами.
Существуют и другие способы поддержания внимания, которые очень эффективны именно в онлайн-режиме. Например, хорошо работает техника дискуссии. Спикер задает проблемный вопрос и просит слушателей высказать свое мнение.
Оксана Шульга: «Читая лекции в онлайн-режиме, я заметила, что студенты реже перебивают друг друга, меньше спорят и ждут, пока выскажется один человек, только потом начинают говорить. В аудитории из-за споров и желания высказать свои контраргументы, поддерживаемые эмоциями, это больше напоминало бы базар. Также в онлайн-режиме стеснительным и неуверенным студентам высказываться легче. Хотя я бы рекомендовала в начале онлайн-общения, когда задействованы несколько спикеров и аудитория, устанавливать правила коммуникации, регламент сообщения (например, каждому необходимо высказать свое мнение за 2 минуты). Это делает процесс более структурированным, но также учит слушателей уважать и принимать мнение других людей, стараться выражать свои идеи более четко и ясно».
Для того чтобы сделать подачу материала более живой и удержать внимание слушателей, можно использовать сторителлинг (рассказывание истории). Это позволяет слушателям проанализировать ситуации из реальной жизни. Если нет реальных примеров, их можно смоделировать, но это требует дополнительной подготовки, отметила Оксана Шульга.
Оксана Шульга: «Сделать речь более живой, четкой, выразительной помогут короткие паузы по 5–6 секунд. В это время у слушателей есть возможность обобщить то, что сказал лектор. Это важно для понимания содержания транслируемого материала».
Онлайн предполагает частую смену активностей каждые 5–20 минут. Слушатели не могут сидеть перед компьютером столько же, сколько в обычной обстановке. Поэтому рекомендуется предлагать разные форматы общения: обсуждение, тестирование, работа в группах, аргументирование и решение задач и т. д.
И в завершение совет от психолога. Чтобы не нервничать во время выступления, специалист советует выполнять простые дыхательные упражнения. Вдыхать нужно через нос, а выдыхать – через рот. При вдохе желательно расслабить живот, а при выдохе необходимо подтянуть мышцы живота, что снимет напряжение и улучшит говорение.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен