17.07.2023
17.07.2023

Большая перемена. Как сохранить здоровье подростков

logo
Здоровье детей
0
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Подростковый возраст – очень непростой период в жизни ребенка. Поиски себя и своего места, попытки самовыражения и сепарации, выстраивание границ и утверждение новых авторитетов зачастую даются нелегко самому подростку, его родителям и окружению. Но кроме психологических трансформаций, этот период сопровождается интенсивным ростом, созреванием и активной перестройкой биологических систем растущего организма. Недаром его называют переходным.

Одной из важных особенностей организма подростка является незавершенность процессов развития и васкуляризации стуктур головного мозга, существенное увеличение активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, что определяет предрасположенность к возникновению дисбаланса. Проще говоря, в переходном возрасте дети особенно чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов и предрасположены к возникновению вегетативной дисфункции.

Чем это может грозить и как помочь подростку максимально комфортно преодолеть трудный этап взросления, сохранив здоровье, узнали у научного сотрудника лаборатории гигиены детей и подростков НПЦ гигиены Натальи Карпович. Тема будет особенно актуальна для родителей подростков, чье лето проходит под знаком вступительной кампании.

Особенности подросткового возраста

Трудный возраст

Для справки: вегетативная нервная система – это часть нервной системы организма, которая регулирует деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, сосудов, гладкой мышечной ткани. Она играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма, влияет на все жизненные функции. Вегетативная нервная система находится под контролем коры больших полушарий, однако ее деятельность не зависит от воли человека.

– Биологические особенности переходного возраста определяют чувствительность подростка к воздействию стресса, психоэмоционального напряжения и прочим неблагоприятных факторов, а также предрасположенность к возникновению вегетативной дисфункции, – говорит Наталья Карпович. – В свою очередь нарушения в работе вегетативной нервной системы лежат в основе патогенеза многих распространенных заболеваний: сердечно-сосудистой системы – артериальная гипертензия, нарушения сердечного ритма; пищеварительной – гастрит, дуоденит, язвенная болезнь; дыхательной – бронхиальная астма.

Вегетативная устойчивость отвечает за способность организма стабильно и адекватно реагировать на различные воздействия внешней среды. Так, вот в подростковом возрасте она, как правило, снижается.

Трудный возраст

Особого внимания требуют дети старшего подросткового возраста – 15–17 лет.

Результаты научных исследований демонстрируют худшие сомато-вегетативные показатели именно в этом возрастном периоде. А также повышенную возбудимость, агрессивность, двигательную расторможенность детей в сравнении с другими возрастными группами.

И именно на старший подростковый возраст приходятся такие важные и ответственные этапы жизни, как окончание базовой или средней школы, подготовка к выпускным экзаменам, выбор профессии, вступительная кампания, – подчеркивает Наталья Карпович. – Эти события сопряжены со значительными психоэмоциональными нагрузками, интенсивной подготовкой, повышением уровня требований со стороны учебных учреждений и родителей. И без того непростая ситуация усугубляется такими особенностями современного образа жизни, как гиподинамия и ежедневное длительное использование электронных устройств.

Т.е. для современного подростка переходный возраст в буквальном смысле – трудный.

Проблемы подросткового периода

Проблемы подросткового периода

На протяжении учебного года рабочий день современного подростка длится 10–12 часов, если считать время, потраченное также на выполнение домашних заданий. Это составляет примерно три четверти всего времени бодрствования. В оставшиеся 4–5 часов подросток должен успеть реализовать множество потребностей: есть (желательно не меньше 4 раз в день), выполнять гигиенические процедуры, найти время для хобби, общения со сверстниками и семьей и физической активности.

К слову, дополнительная образовательная нагрузка (обучающие курсы, репетиторы и т.д.), которая есть у многих детей, особенно в 9-11 классах, не идет в общий зачет рабочего дня. Т.е. возможность для нее нужно найти из оставшегося свободного времени, которого катастрофически не хватает.

Возникающий дефицит времени подростки чаще всего стараются компенсировать за счет ночного сна – поздно ложатся, рано встают...

В итоге сочетание возрастной чувствительности организма, высоких психоэмоциональных и умственных нагрузок, дефицита времени, недостаточной продолжительности сна создает предпосылки для возникновения напряжения и дисбаланса вегетативной нервной системы. Это подтвердили и результаты опроса более 600 подростков (учащихся 9-11 классов). У большинства опрошенных были выявлены симптомы вегетативной лабильности.

Так, по словам Натальи Карпович, 42,8% подростков признались, что испытывают головокружение и потемнение в глазах при изменении положения тела; 31,9% пожаловались на нарушение самочувствия при необходимости долго стоять на одном месте, возникновение предобморочного состояния.

По данным опроса, 59,7% старшеклассников с трудом просыпаются по утрам и не чувствуют себя бодрыми и отдохнувшими даже после ночного сна. Примерно каждый второй из опрошенных признался, что при волнении испытывает дискомфорт в области живота, тошноту и отсутствие аппетита. 42,9% участников опроса заявили о частых головных болях.

– По всем отмеченным жалобам с некоторым преимуществом лидировали девушки, а также подростки с повышенной образовательной нагрузкой, – говорит Наталья Карпович.Это можно объяснить тем, что высокий объем и интенсивность учебной деятельности приводят к утомлению, которое не компенсируется ни пассивным отдыхом, ни ночным сном и вызывает нарушения в работе вегетативной нервной системы.

Как сохранить нервную систему подростка во время вступительной кампании

подросток во время вступительной кампании

Безусловно, родительский контроль за режимом дня подростков закономерно снижается в сравнении с детьми младшего возраста. Хотя от взрослых в семье по-прежнему многое зависит.

Во время вступительной кампании стресс может быть довольно интенсивным для подростков. Задача родителей – помочь своему ребенку справиться с ним. Вот несколько советов, как это можно сделать:

  • Поддерживайте эмоциональное благополучие. Будьте терпеливыми, понимающими. Слушайте подростка с вниманием, не отвлекаясь на посторонние процессы, старайтесь отвечать на его вопросы и опасения в позитивном ключе.
  • Помогите организоваться. Работа с расписанием и планирование задач помогут подростку чувствовать себя более контролируемым и облегчить стресс. Предложите свою помощь в составлении расписания дня, распределении задач. А также научите эффективно управлять временем (при условии, что сами умеете).
  • Предложите стратегии управления стрессом. Научитесь сами и научите сына или дочь различным техникам управления стрессом, таким как глубокое дыхание, медитация, расслабляющие упражнения или занятия спортом. Можете практиковать их совместно. Они помогают расслабиться и снять напряжение.
  • Уделите время для отдыха и развлечений. Подросткам просто необходимо время для отдыха и занятий, которые им нравятся. Не запрещайте то, что поможет расслабиться и отвлечься от стресса: чтение, музыка, хобби или прогулки с друзьями на свежем воздухе.
  • Поддерживайте здоровый образ жизни. Правильное питание, физическая активность и регулярный сон благоприятно сказываются на физическом и эмоциональном здоровье подростка.
  • Не давите на результат. Помните, что вступительная кампания может быть очень конкурентной. Поддержите своего ребенка в любом случае, вне зависимости от итогов кампании.

Важно помнить, что каждый подросток уникален, поэтому не существует универсального подхода. Высочайшее мастерство родителей – увидеть то, что лучше всего помогает подростку справляться с ежедневными психоэмоциональными нагрузками, и поддерживать этот выбор на протяжении всего стрессового периода.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».