главный баннер

7 января

Сакральная Беларусь. Путешествие по святым местам

Беларусь Today
49 0 457
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A
Авторы:
Людмила Дучиц, 
Ирина Климкович

Сакральная Беларусь – это емкое понятие. Понятие, куда укладывается глубокий и многогранный смысл. Это тот уголок Беларуси, где вы появились на свет, провели детство, юность, где повзрослели, встретили первую любовь, место, где похоронены ваши предки. Это родной ландшафт, места, откуда ваши корни. Природа создала неповторимый ландшафт Родины, а предки наполнили естественную красоту сакральным смыслом.

Конфессии не играли в этом никакой роли: деревенские святыни посещали и посещают как католики, так и православные, и протестанты. Таким образом, во все времена подобные места аккумулировали жизнеутверждающую энергию наших предков. Такие места назывались в народе намоленными, святыми или сакральными. Сейчас появилось более модное определение – место силы.

Сакральные места – что это?

Это культовые холмы и долины, городища и курганы, леса и болота, озера и реки, их истоки и источники, камни и валуны, деревья и растения. Про эти места существует множество мифов и легенд. Здесь в дохристианские времена располагались святилища и капища пращуров, происходили древние ритуалы, обряды. Позже на некоторых из этих мест начали строить христианские храмы. Но люди не забывали обычаи своих предков.

В каждом городке или живописной деревушке есть свои святыни: культовые камни, родники, озера, деревья ... Люди помнят о них, ухаживают, почитают, рассказывают детям легенды о них. В древних сюжетах переплетаются события и взгляды людей разных исторических эпох.

    Холм лекарственный Проща Церковище д. Хутор Солигорского р-на

Так, исток и начало всего сущего – это вода. Согласно белорусским легендам, земля была создана из песка, добытого на дне первичной воды. Повсюду в Беларуси встречаются водные объекты с названиями: Святое Озеро, Святой Ручей, Божья Криница. Многие поверья связываются с водой, и в первую очередь водой из источников.

Обожествлялась и земля-матушка, особенно возвышенности и холмы на ней. Верили, что вершина холма – это место выражения воли богов. Поэтому неслучайно там собирались в определенное сакральное время, просили у природных сил помощи. На многих наших горках существовали языческие капища. И вполне логично, что возникли такие названия, как Божья Гора, Святая Гора, Святилище Перуна и др. У белорусов широко распространен культ камней. Считалось, будто камни рождаются в недрах земли, там вызревают, и тогда земля их выталкивает. Частью обожествления природы был и культ деревьев, который воплощал в себе идею плодородия. Особенно ценили дуб, который чаще всего связывался с мужскими божествами. Женскими деревьями были сосна (сосна), липа, береза, груша.

Волшебные следы

Наши люди издавна верят, что многие сакрализованные объекты ландшафта являются лекарственными, что они могут забирать болезнь и дарить людям здоровье. В народе их называют Святая Гора, Источник Лекоревка, Здоровец, Живая или Добрая Вода, Проща, Святой или Лекарственный Камень, Камень Гаюн. Многие валуны и сегодня считаются лекарственными.

Камень лекарственный Сороги Слуцкий р-н

К одним достаточно прикоснуться, с некоторых использовали раньше и используют сегодня мох или отщипанные кусочки, которые растирают в порошок, настаивают на воде. Наиболее лекарственной до нашего времени считается дождевая вода из выемок на камнях, особенно из тех, которые напоминают чей-то след. Их называют След Божьей Матери, Божий следок, След Девы.

Деревья также ласково называют: Царь-дуб или Святая Сосна. Некоторые из них и сейчас считаются лекарственными. Из них скребут кору, которую настаивают на воде, или три раза пролезают через большие отверстия, образовавшиеся после удара молнии. Перед тем как пролезть, сбрасывают старую одежду, а затем надевают новую.

Издавна существовало поверье, что целебный камень или родничок, лекарственное дерево или озеро обладают наибольшей оздоровительной силой в свой сакральный день и даже в свой сакральный час. Это Рождество, Коляды, Пасха, Радуница, Юрья, Троица, праздничные дни на Иоанна, Петра и Павла, Бориса и Глеба, три Спаса. К каждой народной святыни приходили лечиться в свой праздник – в полдень или в полночь, зависело от местных верований. Влияли на лечение и фазы Луны, заход или восход солнца.

    Сосна в д. Цвермы

За лечение обязательно нужно было оставить жертву – цветы, ягоды, грибы, шерсть, полотно, еду, деньги. Некоторые камни покрывали скатертями, обвивали полотном, на окружающих деревьях вешали ручники, ленты, пряди льна. Теперь никто не ткет свое полотно, вешают магазинное, оставляют в благодарность за лечение деньги и цветы. А если действие происходит на Пасху или Троицу – кусок праздничного пирога и освященные яйца. Приходить к святыне с пустыми руками не принято. До сегодняшнего дня существует и другое поверье: если кто уничтожит народную святыню, то того Бог жестоко накажет. Такие места в большинстве своем популярны и в наше время. К ним приходят люди, которые потеряли надежду на обычные лекарства и врачей. Зато своя святыня, которая находится на окраине деревушки или в близлежащем лесу, всегда поможет быть более сильным морально и душевно, набраться оздоровительного покоя. Во всяком случае, так утверждали многие поколения в той или иной местности Беларуси.

49 0 457

Чтобы перейти к обсуждению, выполните вход или зарегистрируйтесь

Наверх