24 марта

Заманчивая высота: о чем поют Горы фрирайдерам (+аудио)

Тренируйся
106 0 321
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Глеб Бенциовский, возглавляющий Белорусскую федерацию скейтбординга, 40 дней провел на склонах Кавказских Гор*. А по возвращении рассказал журналисту портала 24health.by о катании на диких трассах, музыке Гор и поделился альпинистскими байками.

Когда сноубордист становится альпинистом

 Со сноубордом Глеб познакомился зимой 1999 года на севере России. Первая доска досталась ему от девушки, которая завезла сноуборды в те края, чтобы заниматься их прокатом, но не нашла ни одного сноубордиста. Как уже состоявшийся скейтер, Глеб начал искать информацию о катании по снегу в своем архиве журналов о скейтбординге. В итоге в первый же сезон прыгал с трамплинов и ездил по перилам.

Минувший сезон стал для него 19-м. И был посвящен катанию вне трасс, то есть фрирайду.

«Одно из интересных его проявлений – бэккантри фрирайд. Когда ты поднимаешься в Гору не с помощью какого-то транспорта, а пешком. Восхождение, в зависимости от степени сложности, включает в себя элементы скалолазания, альпинизма, горного похода. Бэккантри можно назвать сноубордингом с элементами альпинизма. Чтобы им заниматься, нужно иметь базовые навыки хождения по снежному, ледовому покрову, знать, как ходить в связке, как использовать «кошки» и снегоступы», – говорит Глеб.

Помимо опыта и навыков катания, всем, кто собрался катать в диких Горах, важно выбрать хорошего проводника из местных. Он лучше знает особенности рельефа, погоды. Кстати, в Европе катание вне горнолыжных курортов запрещено. Нарушителей строго наказывают. Так что Кавказ – отличное место для фанатов фрирайда.

к содержанию ↑

40 дней Кавказа

Тур такого масштаба, географии и продолжительности стал первым не только для Глеба и его напарника Александра, но и для всего белорусского сноубординга.

«Как правило, люди едут в Горы на неделю, максимум на две. А мы объединили три страны и пять регионов катания. До этого я организовывал сноуборд-лагеря на Урале за Полярным кругом, объехал весь Кавказ. Но все это было точечно», – поясняет собеседник.

Идея объединить несколько знакомых точек с новыми местами появилась у него еще прошлым летом. Тогда же началась и подготовка. Нужно было продумать маршрут, связать  трансферы, забронировать жилье, найти контакты местных гидов.

«Я приверженец спартанских условий. На диких склонах не увидишь «Макдональдс» с кока-колой, да и процент шатающихся и выпивших людей с непонятным уровнем катания там на порядок ниже. Ты один на один с природой, отдыхаешь душой и телом, отвлекаешься от суеты. Встаешь и ложишься с солнцем. Никакого телевизора и ночных развлечений, как на горнолыжных курортах. С другой стороны, у курортов своя изюминка, туда можно поехать отдохнуть комплексно. Тут каждый выбирает под себя», – объясняет Глеб выбор маршрутов.

В тур «Снежная Корона Кавказа» они с приятелем отправились в январе-феврале. Это самое холодное время, но и самое снежное.

к содержанию ↑

Горы детей не любят

 За 40 дней тура Глеб преодолел по земле более 2 500 км, побывав на склонах Армении, Грузии и Кабардино-Балкарии и накатав более 300 км по снегу.

«Каждая Гора уникальна, по-своему серьезна, опасна и привлекательна. В каждом регионе свои нюансы. В Армении, например, сложные погодные условия не позволили нам взойти на Арагац. А в Грузии, в Гудаури и Казбеги, при относительной лавинной безопасности мы спускались с достаточно серьезных склонов в очень глубоком снегу. Эльбрус – зона самого высокогорного катания. Я спускался на доске с 4 700 м, на такой высоте хватает нюансов, к которым надо быть морально и физически готовым. Плохо, когда к Горам относятся с детской непосредственностью. На Кавказе есть хорошая поговорка: Горы детей не любят. Статистика аварий это подтверждает. Горы надо уважать», – уверен Глеб.

За всю поездку у него было несколько напряженных моментов. После Армении они с напарником отправились в Грузию. Добираться туда пришлось по дороге в Горах вдоль границы с Азербайджаном. Этот участок считается опасным, поскольку со стороны Азербайджана иногда стреляют по проезжающим машинам.

«А в Кабардино-Балкарии во время восхождения на Эльбрус на 5 000 м мы проходили длинный участок с огромной ледяной стеной. При этом были в «кошках», надетых на ботинки для сноуборда. Без ледорубов, лишь с палками для треккинга (пешего туризма. – прим. ред.). Остановиться и отдохнуть было нельзя, а подъем был сложный. Все это время я разговаривал с Эльбрусом и просил его позволить нам спуститься целыми», – вспоминает Глеб.

На протяжении всего тура он вел подробный блог, в котором делился контактами местных гидов и рекомендовал места ночлега:

«Тур мы планировали под себя, под наши навыки и интересы. С другой стороны, мы собрали много информации о сноубордической Армении, Сванетии – местах, в которых я еще не был. Буду рад, если она пригодится другим, но каждому фрирайдеру лучше подбирать маршруты под себя».

к содержанию ↑

Зачем фрирайдеру вертолет

В Грузии (Казбеги) Глеб впервые опробовал хелибординг. Спуск со склона, наверх которого тебя забрасывает вертолет, – удовольствие для тех, кто уже обладает достаточными навыками фрирайда. И знает английский язык, поскольку инструктаж проводят на нем. На спуск выдвигаются группой под руководством сертифицированных гидов. Каждый получает лавинное снаряжение – рюкзаки с эир бэгами, которые раскрываются в случае схода лавины и не дают ей поглотить сноубордиста. Также в арсенале биперы – поисковые маячки на случай, если кого-то из участников засыпало снегом. А еще щуп и лавинная лопата.

«На Гору из вертолета важно правильно выгружаться, чтобы доски не разлетелись и тебя не задело винтом. Мы были в первой подгруппе из трех человек и попали на целину. Спуск происходил в несколько этапов. Первым спускался гид, который прочертил маршрут, проехав потенциально опасные места. За ним остальные. Ощущения невероятные: 6 км вниз по дикому склону, где никто до тебя не оставлял свой след! Любой, кто занимается фрирайдом серьезно, должен это попробовать», – убежден Глеб.

к содержанию ↑

Горные приметы и страшилки

Учитывая большой риск для жизни, у фрирайдеров сложились разные приметы. Например, в разговоре слово «последний» принято заменять на «крайний».

«Приметы у каждого свои. Я, например, всегда собираюсь в Горы с вечера, потому что утром в спешке можно забыть то, что на высоте может спасти тебе жизнь. Также я всегда кладу в рюкзак запасную шапку, маску и перчатки. Даже если потеряешь что-то из этих вещей, то сумеешь избежать обморожения. Еще я никогда не возвращаюсь, если уже вышел в Горы. Но самая плохая примета – это отсутствие мозга в голове. Если с утра не нашел его на месте, то лучше вообще никуда не идти», – рассказывает собеседник.

Еще одна традиция – туровая борода. Ее фрирайдеры отращивают по тому же принципу, что и спортсмены, которые не бреются во время соревнований:

«Для ребят, которым надоедает бриться каждый день, это своего рода отдушина. Я же ношу ее более 20 лет. А то, что сохраняет борода в холода, знает каждый альпинист».

Помимо примет, у людей, которые часто бывают в Горах, в запасе много легенд. Самая популярная – про Черного альпиниста, ее еще в детских лагерях рассказывают. По ее примеру родилась легенда про Черного сноубордиста. А вот про Эльбрусскую деву слышали не все.

«Если при подъеме или спуске ты ее увидишь, то внизу можешь не оказаться. Непонятно, что это. Может, проявления горной болезни или выделения сероводорода в районе седловины Эльбруса. Но я часто о ней слышу. В этот раз легенду рассказал администратор штурмового лагеря на Эльбрусе, где мы останавливались на ночевку на высоте 3 750 м. Говорит, видел молодую девушку в белом платье во время одного спуска. Она его куда-то повела, но он за ней не последовал, вернулся на свой маршрут», – делится Глеб.

Одна из версий легенды звучит так. В горном селении жили влюбленные друг в друга парень и девушка. Денег, чтобы справить свадьбу, у них не было. Однажды в селение пришла группа туристов, которая искала проводника. Погода для восхождения была плохая, но они пообещали парню много денег. Невеста отговаривала его от похода в Горы. Но он не послушался и повел группу. Пройдя часть маршрута, туристы решили вернуться, потому что погода совсем испортилась. Но парень, как настоящий горец, упрямо продолжал путь. Невеста, увидев, что туристы вернулись без ее возлюбленного, побежала наверх в чем была, за ним, и больше не вернулась…

Иногда, в плохую погоду, она является на склонах Эльбруса уставшим альпинистам или сноубордистам. В белом платье, с растрепанными на ветру волосами. Подходит и жестами просит: пойдем со мной, помоги мне спасти любимого. Если кто-то за ней идет, то рискует сбиться с пути и больше не вернуться.

к содержанию ↑

Советы новичкам

В Горах много опасностей – риск при изменении погоды потерять ориентацию на маршруте и заблудиться, риск замерзнуть, сорваться, получить травму. Но самое страшное – лавины. Многие великие райдеры ушли из жизни из-за их коварства.

«Всем, кто едет кататься в дикие Горы, важно уметь читать склоны, иметь навыки поведения в разных погодных условиях, владеть объективной информацией о регионе катания, взять «правильные» доску и одежду. Постоянно повышать свои знания и умения. Обязательно пройти курсы лавинной безопасности у профессионалов. Я их обычно прохожу на Эльбрусе у Игоря Комарова, ведущего инженера Эльбрусского военизированного противолавинного отряда с 28-летним опытом борьбы с лавинами. Курсы «Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов» делятся по степени сложности – от общего до штурманского», – рекомендует Глеб.

Но никакие курсы не помогут, если отправиться в Горы в одиночестве. Кататься нужно минимум вдвоем – райдер и местный гид.

Нельзя забывать и о страховке:

«Рекомендую оформлять ее даже в Силичи, потому что травму можно получить не по своей вине. Когда отправляешься в Горы за рубеж, то лучше выбирать спортивную страховку, указав, что едешь заниматься сноубордингом. Хорошая комплексная страховка включает даже эвакуацию вертолетом. В Горах многие калечатся, каждый день встречаешь кого-то в лангетке или гипсе. Из-за этого местные больницы всегда переполнены. И если ты получил серьезную травму, а у тебя нет хорошей страховки, то ситуация плачевная. Нельзя экономить на здоровье».

Еще одна проблема на высоте – горная болезнь, когда из-за нехватки кислорода в горах развивается гипоксия. Подвержены ей практически, все, однако проявления и симптомы у нее разные – тошнота, головокружение, эйфория, потеря координации, вялость, галлюцинации. У некоторых она может развиться даже на высоте 3 500 м.

«Чтобы минимизировать возможность получения «горняшки», важна правильная акклиматизация – не нужно подниматься в горы быстро. На высоте надо следить, чтобы голова не наклонялась ниже середины туловища. Если на высоте появились странные ощущения, важно тут же рассказать об этом спутникам и начать спуск», – советует Глеб.

к содержанию ↑

О чем поют Горы и чем к себе привлекают

Каждая Гора поет собственную песню в зависимости от погоды, ветра и того, как к тебе относится, говорит Глеб. Бойся, если она начнет петь тебе колыбельную. Пусть лучше поет лезгинку. Если «песни Гор» неинтересны и хочется катать под свою музыку, то лучше включать плеер на знакомой, не очень сложной трассе и при хорошей погоде.

«Желательно кататься под музыку, скорость которой сопоставима с твоей, а характер – с ландшафтом. В больших Горах я катаю под блэк метал, а в том же Буковеле выбираю саунд полегче, олдскульный скейт-панк, к примеру. При этом важно понимать, что кататься под музыку - значит частично потерять контроль над ситуацией вокруг себя. При катании группой вне трасс делать этого нельзя».

Горы – это Место Силы, данное людям Богами, считает Глеб, который родился в Кабардино-Балкарии, а сейчас живет в Минске:

«Меня постоянно тянет в Горы. Горы манят тем, что там ты преодолеваешь себя, выходишь из зоны комфорта, теряешь связь с цивилизацией, оставаясь один на один с собой и Великими Исполинами. Эту красоту невозможно описать словами. Горы невозможно покорить, они лишь могут позволить тебе спуститься живым. А после спуска на многие житейские неурядицы смотришь по-другому. Горы – отличный способ оторваться от земной суеты, проверить и «прочистить себя».

Глеб благодарит всех, кто имел отношение к туру «Снежная Корона Кавказа 2018».

«Спасибо моему горному товарищу Саше Здункевичу, без которого этот действительно серьезный тур вряд ли состоялся бы в том виде, в котором мы его реализовали. Толик, «Беларусы на Эльбрусе» – все вы были важной составляющей тура. Фонд «Возрождение» – спасибо за заботу о нас! Бордшоп Armada (Bataleon, Horsefeathers, 32, Electric), Robinzon, Freeflight, «Запорожец Heritage» – респект за качественный и стильный стафф, проверенный в различных условиях. И конечно же, респект моим родным, которые отпустили, ждали и дождались!»

к содержанию ↑
*Писать слово «Горы» и производные от него собеседник попросил с прописной буквы, потому что к ним действительно важно относиться с уважением.
106 0 321

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Чтобы перейти к обсуждению, выполните вход или зарегистрируйтесь

Наверх