31.05.2017
31.05.2017

Бить или не бить? Возможно ли воспитание без наказания (младший возраст)

logo
Воспитание детей
0 467
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» — эту библейскую истину (Притчи Соломоновы, 13:25) как только ни интерпретировали.

Сторонники телесных наказаний нередко цитируют этот отрывок как доказательство своей правоты. Но какое именно наказание имел в виду мудрый царь Соломон, и что скрывается за древнееврейским словом «шебет», переведенным как «розга»? Возможно ли воспитание без насилия, и как перестать кричать на своего ребенка?

Нужно ли наказывать детей физически?

наказание ребенка

Что такое розга? Еврейское слово, которое в синодальной Библии переведено как «розга», в оригинале звучит как «шебет» и имеет много значений: колено, племя; палка, трость, жезл, скипетр, копье, розга (согласно Конкорданции, или симфонии Стронга).

Многие исследователи Святого Писания сходятся во мнении, что подобные стихи Притчей нельзя интерпретировать только как призыв к физическому наказанию детей. Розга скорее подразумевает применение авторитета родителей, подчеркивает их лидерскую роль, господство, направление ребенка, а также является символом исправления, вразумления, и только потом – наказания в привычном нам смысле.

Дальше написано: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притчи, 19:18). При этом слово «наказание» в оригинале звучит как «мусар», и использовалось оно в древнееврейской культуре в значении «мораль, этика; нравоучение». В современном иврите оно также употребляется, но без привязки к наказанию.

У славян правильным издревле считалось то воспитание детей, где присутствовали физические лишения: «Вольно тому шалить, кто смолоду не бит», «За битого двух небитых дают, да и то не берут», «Выдрать как Сидорову козу». «Домострой» предписывал детей «любить и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить». А вот на похвалу, считалось, лучше быть скупым: «Хвала в очи хуже порчи» — поверье перешло и в наши дни, когда о маленьких детях стараются не говорить хорошо, чтобы не сглазить.

Крайности. День сегодняшний. Сегодня физические наказания многими воспринимаются как пережиток прошлого. В отдельных странах, пропагандирующих воспитание детей без наказаний, криков и угроз, социальные службы за это могут даже изъять детей из семьи. Так, законодательно физические наказания детей запрещены в Швеции, Финляндии, Нидерландах, Испании, Великобритании, Польше, Австрии, Германии.

В Республике Беларусь за шлепок по попе в родительских правах не ограничивают, но Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за «нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления» – штраф до 10 базовых величин или административный арест (статья 9.1).

Уголовный кодекс Республики Беларусь за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения предусматривает ограничение свободы на срок от 3 до 4 лет или лишение свободы на срок от 4 до 8 лет. А за то же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо малолетнего, престарелого или находящегося в беспомощном состоянии, — лишение свободы на срок от 5 до 10 лет (статья 147).

Впадать в крайности всегда нехорошо. Безнаказанность, как и излишняя строгость, приводит к плачевным последствиям. Но прежде чем кричать на ребенка или налагать эпитимию, постарайтесь разобраться в причинах проступка: корни могут быть глубже, чем вам кажется.

Экспертом в детско-родительских отношениях Здоровые люди попросили выступить Светлану Месникович.

Как наказывать ребенка правильно?

Наказание — это метод воспитания, предполагающий воздействие на личность воспитанника с целью прекращения и предотвращения в дальнейшем негативных реакций и поступков. Наказание выступает средством поддержания дисциплины и помогает детям ощутить границы дозволенного, понять причинно-следственные связи той или иной ситуации, адаптироваться к правилам взаимодействия.

Важно помнить:

  1. Дети обязательно в какой-то момент нарушают правила. Это естественный момент их развития. Взрослые тоже иногда это делают.
  2. Решение проблемы недисциплинированности ребенка – показатель личностного развития не только ребенка, но и родителя. Если удается с этим справиться, то сплоченность семьи, уровень доверия и понимания в детско-родительских отношениях поднимаются на более высокую ступень. Все – и младшие, и старшие – получают жизненный урок, хороший опыт.
  3. Если семья не справилась с проблемой – отношения между домашними, наоборот, ухудшаются, и родителям впоследствии потребуется все больший арсенал способов наказания.

Все виды наказания (их очень много) можно разделить на конструктивные и неконструктивные. Причем иногда (в разных ситуациях) один и тот же вид наказания может быть как адекватным, так и неадекватным.

Какие бывают наказания для детей?

  • Тайм-аут, или ограничение общения

Родитель на какое-то время ограничивает взаимодействие с провинившимся ребенком. Ребенок должен сидеть на стуле и не вставать без разрешения.

Плюсы: наказанный имеет возможность прийти в себя и успокоиться, обдумать свой поступок.

Минусы: если долгое время не общаться с ребенком, он почувствует себя нелюбимым.

 
Светлана Месникович
доцент Института психологии БГПУ
В процессе консультаций моих взрослых клиентов разбираем негативные последствия игнорирования их родителями в детстве: наказание игнорированием приводит к психотравмам.
  • Моральные санкции

Еще один популярный вид наказания. Включает порицание и осуждение.

Плюсы: у ребенка формируются нравственные представления о совершенном проступке, он начинает осознавать, что хорошо делать, а что плохо, учится понимать чувства и переживания других людей.

Минусы: если родители вместо осуждения конкретного проступка осуждают ребенка как личность, то этим они либо вызовут в нем агрессию, либо стойкое чувство вины. Ребенок будет знать, что виноват, но не сделает ничего для исправления: «Зачем, я же плохой, нет мне прощения!». Следствие – психотравмы, психосоматические заболевания.

Моральные санкции - Воспитание детей

  • Повышение голоса

Рассмотрим, к каким последствиям приводит крик на ребенка. Каждый из детей индивидуален, и родители должны уметь ориентироваться, какое повышение голоса будет воспринято как выражение эмоций, а какое испугает.

Плюсы: в первом случае сын или дочь увидят, что мама и папа – живые люди, чувствующие страх, гнев, неприятное удивление, и повышенный тон будет для детей сигналом опасности.

Минусы: во втором случае, если не сдерживаться и кричать на ребенка слишком часто, и при этом оскорблять его, то это вызовет страх, и он научится либо не реагировать, либо расценит это как агрессию в свой адрес.

  • Неадекватное наказание
 
Светлана Месникович
доцент Института психологии БГПУ
Неадекватное наказание нейтрализует плохое поведение в данный момент, но сохраняет его в дальнейшем, либо приводит к личностным деформациям (высокому уровню личностной тревожности, зависимому поведению, агрессивности, состоянию жертвы и т.д.). Дети научатся избегать разоблачения. При таком виде наказаний устраняется факт совершенного действия, но не устраняется причина плохого поведения. Некоторым родителям так проще: избил ремнем – ребенка не видно и не слышно. Удобно, тихо. Что творится в душе ребенка, к каким негативным последствиям в психике это приводит – неважно. Главное – пресечены попытки нарушения дисциплины!

При неадекватном наказании ребенок чувствует:

  • страх (иногда переходящий в ужас и панику);
  • боль (душевную, иногда физическую);
  • унижение;
  • вину;
  • снижается самооценка, может быть чувство неполноценности, ощущение отсутствия любви со стороны родителей, а в дальнейшем – нелюбовь к себе;
  • гнев (сначала на родителей, потом – на самого себя).

Адекватное наказание ребенка

Правильное воспитание детей

Воспитывать ребенка, не наказывая его, довольно трудно и не всегда представляется возможным. Но выход есть. Адекватное наказание – это ограничение некоторых действий ребенка с целью пресечь нежелательное поведение, а заодно обучить сына (дочь) эффективным способам удовлетворения своих потребностей.

Этот вид наказания дает оптимальную возможность не кричать на ребенка, чтобы донести нравоучение, а дать ему поразмышлять над результатом собственных действий, осознать суть происходящего. Важно, чтобы ребенок сохранял чувство собственного достоинства и учился нести ответственность за свои поступки. Следующий раз, совершив ошибку, он сумеет самостоятельно устранить ее последствия, будет более дисциплинированным, понимая и принимая важность адекватного поведения.

При адекватном наказании ребенок чувствует:

  • гнев (если родитель разрешает ребенку приемлемо выражать гнев, то потом он трансформируется в другие эмоции);
  • печаль (по поводу того, что достижение потребности ТАКИМ путем не удалось);
  • ощущает, что что-то идет не так… Проявляются интеллектуальные эмоции (например, смекалка: что сделать, чтобы исправить ситуацию);
  • ожидает помощи от родителя.

Пример

Малыш (3 года) увидел красивую игрушку у другого малыша. Захотел с ней поиграть, попытался взять без разрешения. Второй малыш не поделился игрушкой. Первый стал бить второго с криками «Дай!!!».

Как должен отреагировать родитель первого малыша? Не орать на ребенка, а ограничить неприемлемые действия (избиение) – отвести в сторону или взять на руки, или крепко обнять. В этот момент маленький буян испытывает гнев, и еще некоторое время выражает эмоции, которые, скорее всего, сменятся печалью, досадой («хочу игрушку и не могу с ней играть»).

Родитель может усадить чадо на скамейку (тайм-аут) и в доступной форме объяснить ему суть происходящего (только факты, без оскорблений и унижений).

Так, взрослый должен рассказать, как следует вести себя, если понравилась чужая игрушка. Показать, как исправить неправильные действия (как вариант, извиниться вместе с сыном перед другим малышом). В таком наказании нет унижения детского достоинства, а есть ограничение поведения и поддержка.

Далее родитель должен подумать, как в дальнейшем предупредить подобное негативное поведение своего ребенка в похожих ситуациях (см. пункт Б выше).

Когда стоит наказать ребенка?

Правильное наказание

Наказание необходимо, когда ребенок совершает действия, способные нанести ущерб (физический или психологический) ему и другим людям. Когда знал правила поведения дома, на улице, но сознательно нарушил. Иногда это экспериментирование с запретами: а что произойдет, если я нарушу правила? А вдруг ничего не будет?

В любом случае, воспитывать важно, применяя адекватное наказание: устранить то, что сделал. Например, разбросал вещи – убрать, получил «двойку» – исправить хорошей оценкой. Так ребенок учится самостоятельному поиску верных решений и выходу из сложных жизненных ситуаций. В отдельных случаях реабилитация может проходить вместе со взрослым, если последний выступает эталоном для подражания.

Когда наказывать ребенка нельзя?

Ни в коем случае не наказывайте ребенка, если он:

  1. В силу возрастных или индивидуальных особенностей не осознает сути происходящего либо не знает правил (не понимает, как надо поступить в данной ситуации).
  2. Нечаянно совершил проступок и осознал.
  3. Совершил проступок и обратился ко взрослым за помощью.
  4. Имеет свою точку зрения на то или иное явление, и эта точка зрения отлична от родительской.
  5. Если говорит правду.

Когда идеальный образ ребенка в представлениях родителя не совпадает с реальным ребенком, большая ошибка со стороны взрослых пытаться переделать свое чадо («Ты должен быть спортсменом, а не художником, отличником, певцом, спокойным, активным, любить ВСЕХ наших родственников, быть похожим на меня во всем… Еще раз будешь смотреть по ТВ этот дурацкий футбол, который я не понимаю, накажу…»).

Профилактика наказания

 
Светлана Месникович
доцент Института психологии БГПУ
До дошкольного возраста (примерно до 3-4 лет) основная профилактика состоит в перенаправлении энергии ребенка в другое, приемлемое русло, а также выработке четких правил и режима. Правила должны быть конкретны, постоянны, выполнимы для ребенка. Соблюдение режима формирует привычку. Не забывайте и о собственном примере родителей. В дошкольном возрасте у детей появляются первые моральные рамки – они знают, что хорошо, что плохо. Наблюдается соподчинение мотивов: хочу, но нельзя. Поэтому уже можно анализировать с ребенком его поступки и других людей, сказочных персонажей.

У младших школьников появляется чувство долга. Им важно одобрение учителя. Если начинаются многократные нарушения дисциплины, то нужно искать причины во взаимоотношениях со сверстниками или с педагогом.

Бывает, что младший школьник нарушает дисциплину, потому что боится неуспеха в учебе. Может выступать в роли шута: кривляется, паясничает. Специально срывает уроки, чтобы быть наказанным за нарушение дисциплины, но только бы не чувствовать стыда за свою интеллектуальную несостоятельность.

Лучшая профилактика – не орать на ребенка, и уж тем более не бить, а искать причину плохого поведения (дети 7-10 лет знают, как себя вести – значит, надо устранять причину).

Нельзя игнорировать и детские кризисы (одного года, трех и семи лет; позже будут подростковый и кризис ранней юности). В психологических возрастных кризисах дети трудновоспитуемы.

 
Светлана Месникович
доцент Института психологии БГПУ
Если в семье проблемы в отношениях супругов, произошел развод или возникла предразводная ситуация, то ребенок может стремиться к наказаниям, чтобы сплотить родителей и удержать их вместе. Родитель, с которым после развода остается ребенок, вступая в новый брак, должен позаботиться о том, чтобы ребенок не чувствовал себя ненужным. В противном случае тот может нарушать дисциплину, стремясь привлечь внимание. Родителям детей всех возрастов важно поощрять хорошее поведение, личным примером учить дисциплинированности, вместе с ребенком устанавливать семейные правила, пересматривать правила с учетом возрастных особенностей. И ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА. ВСЕГДА.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 467

Журналист, филолог. В журналистике с 1999 года. Любимая тема — человек, его судьба. Уверена: только тот материал будет жить, который пропущен автором через сердце, прочувствован до последней запятой. Сухие же, шаблонные статьи не задержатся в памяти читателя, не повлияют на его мировосприятие...
Смотрите также статьи раздела "Воспитание детей"