31 июля

Скрипач Павел Батян: Я на «запорожце» соревнуюсь с «феррари»… и занимаю призовые места

Найди себя
159 0248
Автор:
Жанна Гавриченкова
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

– Сынок, иди сюда, – позвала мама из кухни. Трехлетний Паша нехотя оторвался от конструктора и направился к родителям. Пересекая гостиную, прислушался к звукам телевизора – и замер. Мальчик стоял как вкопанный, не обращая внимания ни на что вокруг.

Транслировали концерт камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Маэстро не только дирижировал, но и солировал на скрипке. Играли Моцарта. И целый час маленький Паша простоял перед телевизором, пока не смолкли последние звуки… Что-то необыкновенное открывалось ему, волшебное, завораживающее. Что это было, он по малолетству тогда и сам не понял, но пережитые ощущения были столь сильны, что запали глубоко в подсознание.

И кто б тогда мог знать, что 17 лет спустя он, Павел Батян, станет одним из ведущих молодых скрипачей Беларуси, и сам будет стоять на сцене Кремлевского дворца и играть с этим легендарным оркестром под руководством маэстро Спивакова… Так случаются чудеса.

Кайрос: момент, когда встречаются время и судьба

В переводе с древнегреческого кайрос (Καιρός) — «благоприятный момент». Мифический бог счастливого мгновения представлялся грекам лысым, с единственным пучком волос на голове. И только за этот клочок волос можно было ухватить неуловимого Кайроса.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает такой момент, когда время встречается с судьбой, уверен лауреат международных музыкальных конкурсов, лауреат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи скрипач Павел Батян. И от того, как человек распорядится этим случаем, зависит его дальнейшая судьба.

В жизни самого Павла таких моментов было несколько. Когда его привели в музыкальную школу учиться игре на фортепиано (для общего развития), он, неожиданно для всех, попросился в класс скрипки. Родители удивились, но препятствовать не стали.

— Не все, конечно, было гладко, — вспоминает Павел. — Не сразу получилось встретить педагога, который нашел бы со мной общий язык, и лишь на шестом году обучения я познакомился с профессором Эдуардом Викторовичем Кучинским, и он взял меня к себе в класс. С этого момента я стал развиваться как музыкант.

Занятие для души или работа?

Мы сидим и пьем чай. Павел говорит спокойно, не повышая голоса, но в глазах его время от времени зажигается такой огонь… Такой, знаете, когда задето что-то очень личное, бесконечно дорогое… И вот это бесценное человек осторожно, по чуть-чуть открывает посторонним взорам:

— Я очень люблю музыку, все время слушаю ее. Для меня огромное удовольствие выступать на сцене. Многие волнуются, боятся сцены, а для меня это радость. Каждому выходу на сцену предшествует очень большой труд, но многие не воспринимают труд музыканта всерьез. Даже самым большим величинам в истории скрипичного искусства понадобился не один десяток лет, чтобы стать известными и добиться того, к чему они пришли. И это были лучшие люди, самые талантливые, одаренные.

Однозначно, скрипка — очень тяжелая профессия. Если говорят о том, что мы играем в свое удовольствие, то я могу парировать: это необходимо, чтобы выдержать всю ту работу, которая предстоит на инструменте, чтобы достичь каких-то результатов. Те, кто не занимается в свое удовольствие, вообще бросят инструмент, и я знаю многих таких – тратят по 20 лет, учатся в колледже, в консерватории, платят деньги, и потом уходят в другие профессии. Выдерживают лишь те, кому это действительно нравится.

Моя мечта развиваться, добиться всего, на что я только способен, — она всегда заставляла меня идти дальше. Это такая мечта, которая будет длиться всю жизнь. Ведь за каждой достигнутой ступенькой есть следующая.

Закулисье. «Со скрипкой, как с велосипедом, номер не пройдет»

Профессор Кучинский учил, что нужно всегда быть готовым к случаю: однажды он представится, и твоя задача заниматься так, чтобы быть способным этим случаем воспользоваться. Правило распространяется не только на музыкантов. Если лежать на диване, не повышать постоянно свой уровень, то никогда не будешь востребован. Нужно всегда быть в форме.

— Поскольку я очень люблю свою профессию, то никогда не жалел о том, что вынужден заниматься вместо того, чтобы пойти во двор играть в футбол с друзьями, — делится Павел.

И даже не вздыхает, не опускает глаза. Подумалось: для мальчишки променять побегушки с друзьями на музыкальные занятия — это что-то да значит… Кстати, любые физические занятия или виды спорта, где можно травмироваться (коньки, ролики, игры с мячом), скрипачу запрещены. Даже гвоздь забивать в стену нужно очень осторожно. Руки и все тело приходится беречь как зеницу ока – любое повреждение может привести к невозможности занятий и даже окончанию карьеры.

А заниматься надо каждый день:

— У нас нет отпуска, праздников, выходных и больничных. Причиной тому мышечная память. Мышцы держат нужные ощущения в руках только на протяжении какого-то периода времени. Если их не поддерживать и не развивать, то навыки начинают забываться. К сожалению, такой номер, как с велосипедом, когда научился один раз и уже не забудешь, со скрипкой не проходит.

Существует негласное правило – если человек не занимался один день, он откатывается в своей работе назад на три дня, не занимался два дня – это перечеркивает шесть дней труда, и т.д. Если относишься к своему делу как к ремеслу, не любишь его всем сердцем — занятия превратятся в каторгу.

Ежедневно нужно заниматься минимум по четыре часа. Но те, кто хочет добиться действительно больших результатов, репетируют по 7-8 часов, иногда по 9-10. Невзирая на перенапряжения мышц, дикую усталость, боль в шее, спине и ноющие пальцы рук.

Отпуск также нужно планировать с учетом репетиций. Разумеется, скрипку везде возить с собой и нежно беречь в пути. Лишь исключительный гений после значительного перерыва в занятиях способен великолепно отыграть концерт — история знает всего несколько таких имен. Остальные должны трудиться.

— Даже маэстро Спиваков рассказывал, как приезжает в Ниццу в гостиницу, смотрит, как на набережной прогуливаются люди, понимает, что это все не для него, завешивает шторы, берет партитуру и работает весь день, — вспоминает Павел.

Наступать ли на горло собственной песне

Скрипач — штучная профессия. Следуя за мечтой, наш собеседник понимал, что впереди его не ждут золотые горы.

По словам Павла, после консерватории у музыканта, по сути, единственный вариант – сесть в оркестр. Правда, желающих не так много, учитывая невысокие зарплаты. Тому, кто, как Батян, окажется более востребованным и сможет иметь дополнительные концерты и выступления, несомненно, будет проще.

Нужно ли в непростых экономических условиях на первое место ставить хлеб насущный, наступив на горло собственной песне? Павел уверен:

— Если человек очень любит то, что он делает, это оправданно всегда. Выбрав нелюбимое дело ради материального достатка, будешь каждый день мучиться, заставляя себя ходить на нелюбимую работу. Нужно искать условия, при которых можно себя максимально реализовать. Идти за мечтой стоит всегда, и если ты состоишься как профессионал, то будешь востребован в любой сфере, с любой специальностью. Как говорил психолог Михаил Литвак, чем профессионал экстра-класса отличается от обычного работника? Он не ищет работу, работа ищет его. Потому что этот человек прекрасно знает свое дело.

159 0 248

Чтобы перейти к обсуждению выполните вход или зарегистрируйтесь

Наверх