Есть такая профессия – организатор пространства. Это человек, которого вы впускаете в свой дом, чтобы он помог разобрать накопленный с годами хлам, рассортировал вещи по категориям, красиво и удобно сложил, а главное, научил пользоваться этой красотой и поддерживать порядок еще долгое время.
Наша сегодняшняя собеседница – профессионал своего дела, сертифицированный специалист по расхламлению и наведению уюта Ольга Киселева.
Правильная организация пространства – это как?
В основе организации любого пространства лежат два основополагающих решения:
- Нужно решить, что хранить.
- Решить, где и как хранить.
Иногда на выполнение этих двух пунктов требуются месяцы, но, проведя однажды грамотную организацию пространства своего дома, вы больше никогда не вернетесь к хроническому беспорядку, а время уборки сократится вдвое.
Наш эксперт отмечает, что системы типа «выбрасывай по три вещи из дома каждый день» не работают.
Во-первых, мы захламляемся быстрее, чем выбрасываем, и в итоге бросаем марафон по расхламлению.
Во-вторых, изначально используется не тот посыл – можно бродить по дому в поисках чего-то ненужного, но от этого порядок сам по себе не организуется, а лишних вещей меньше не становится. Приходит соблазн схитрить: вот этот чек мне не нужен, это будет третья вещь, все, задание выполнено! Но такой подход не помогает заглянуть в корень проблемы, понять, отчего в доме появляются вещи, которые на самом деле не нужны.
С чего начать?
Одна из весомых причин накопления хлама – неправильное хранение имеющихся вещей. Вы забыли, что у вас есть губки для мытья посуды, потому что когда-то впопыхах бросили их в дальний угол ящика, а позже купили новые и положили в другое место. Или сломался увлажнитель воздуха, и вы на время отправили его на антресоли, а руки не доходят сдать в ремонт уже пятый год. Или подруга (сестра, соседка) отдала свои вещи, в которые вы обязательно влезете, как только похудеете... Количество хлама растет как снежный ком.
Единственный работающий принцип расхламления – разбирать вещи по категориям.
Начинать лучше с одежды, с ней проще разобраться. В отведенный для этой цели день соберите всю одежду, что есть в доме, в том числе из прихожей, ванной, шкафов. Затем либо разложите ее по категориям (майки, юбки, брюки, свитера и т.д.), либо сложите одной большой кучей на полу и рассмотрите каждую, раскладывая по категориям то, что решили оставить.
Первый вариант – разбираться с каждой категорией отдельно – подойдет тем, кто не может потратить на разбор много времени. Но учтите: пока не закончите со всеми категориями, вы не сможете организовать полноценную систему хранения. Также не забывайте, что, скажем, футболки у вас не только сложены, но и висят на вешалке. Будьте внимательны.
Второй вариант – разбираться с одной большой кучей – требует времени и сил, но имеет преимущество: завершив разбор, вы сможете сразу же все сложить на пустые полки так, как оно будет храниться впредь, а также определить, что будет висеть, а что лежать.
Что оставить, а что выбросить?
Как же определить, что оставить, а что выбросить? Первый и самый очевидный критерий – изношеность. Даже среди домашних вещей не допускайте рваных, растянутых, вылинявших.
Японка Мари Кондо, автор всемирно популярной системы КонМари, рекомендует оставлять одежду по принципу «радует или нет». Что вы чувствуете, когда держите в руках это платье? Радость или угрызения совести по поводу «столько денег заплатила, а носила всего один раз». Если радость – оставляйте. Если сожаления – избавьтесь от этой вещи.
Ольга Киселева:
– Избавляясь от того, что не вызывает симпатии, главное – не переборщить. Перебирая одну категорию вещей, оставьте те, что вам больше всех нравятся, и лишь необходимое количество. Сколько футболок вам нужно? Все девять или, быть может, достаточно трех? Если даже оставшиеся не все радуют, запишите себе в заметки: купить клевую футболку. Будете исполнять желания по мере возможности.
Где хранить вещи в квартире?
Группировать вещи при организации хранения можно по нескольким принципам.
- По категориям: книги, лекарства, электроника, посуда для приготовления пищи, приправы, моющие средства и т.д.
- Вещи одного члена семьи – в одном месте. У каждого должна быть своя полочка, свой крючок, свое отделение в шуфлядке.
- Где чаще всего используется, там и лежит. Удобно сушить волосы в спальне у зеркала – значит, там и храните фен и расческу.
- Часто используемые предметы – в зону самого легкого доступа (на полки с краю, в ящики на уровне рук), редко используемые – подальше (в глубине ящика, наверху и на нижних полках, в кладовке).
Важно! С вероятностью 99% вещь, отправленная в дальний ящик, на балкон или антресоли, уже никогда не будет использоваться. Скорее всего, в доме появится вещь-дублер.
Если хранить все по категориям, то легче оценить количество и нужность вещей в доме.
Что-то можно разместить в прозрачных органайзерах, чтобы было видно содержимое.
Не все подходит для хранения на вешалке, к тому же шкаф со штангой занимает больше места, а вмещает во много раз меньше одежды, чем аналогичный с полками. Совет эксперта: хранить на плечиках только специфические вещи и то, что носится «на выход» – на работу, в школу и т.д.
Как складывать одежду?
Основных способов сложить одежду четыре:
- Горизонтально стопкой (вещь на вещь) от низа полки до верха.
- Вертикально – вещи складываются в форме квадрата или прямоугольника и размещаются от одной стенки до другой.
- Веерно – вещи сложены внахлест друг на друга.
- Роллами или рулончиками – вещи скручиваются и ставятся вертикально в органайзер или корзину.
Есть еще один способ, и им часто пользуются мужчины и дети. Он называется комкование))
Чтобы сложить предмет одежды в аккуратный квадратик, сначала нужно сложить его в прямоугольник. Даже если это очень сложная, несимметричная вещь, она всегда состоит из прямоугольника и нескольких других фигур. Можно завернуть края внутрь, можно вложить в кармашек.
Умение складывать вещи краями внутрь позволит доставать их с минимальными усилиями, не потянув соседние.
Способы хранения вещей в квартире
Самый популярный способ – горизонтальное хранение. При этом одежду, которой в ближайшее время пользоваться не будете, расположите в глубине полки. Можно стопкой, но будьте готовы к тому, что ее с большой вероятностью придется гладить. Способ не оптимален и имеет много недостатков, скорее подходит для хранения сезонных предметов гардероба.
Наиболее оптимально хранить вещи вертикально, как книги на полке. Так вы всегда знаете, что есть в шкафу, одежда меньше мнется (нет давления сверху) и ничего не затеряется. Главный принцип – подгонять размер вашего свертка под высоту и ширину ящика (или органайзера, коробки).
Вертикально можно хранить и кухонную утварь. Бюджетный и доступный вариант – разместить сковородки, крышки, разделочные доски в офисных органайзерах для папок. Ножи – на магнитной планке. Все, что возможно, переведите из горизонтального положения в вертикальное и увидите, как изменится пространство и станет проще пользоваться предметами.
Веерное хранение. Не особенно популярно, применяется в основном в специфических ящиках – не высоких и длинных. Либо для нестандартных вещей типа рубашек. Выглядит как витрина, где предметы лежат внахлест друг на друга.
Роллы. Способ подходит для многих типов одежды, кроме очень плотных и больших экземпляров. Вещь скручивается рулетиком, стараясь закрепить край. Сложенные таким образом вещи рекомендуется хранить в коробках, корзинах или специальных органайзерах (в большом ящике неудобно).
Основные правила удобного хранения:
- заполняйте ящик не более чем на 90%, чтобы вещи не мялись и их было удобно доставать;
- хранить вещи по категориям – футболки с футболками, штаны со штанами;
- для красоты и гармонии в шкафу и ящиках вещи можно сложить по цветовой гамме – темные в глубине полки, светлые впереди. Если это полочка – темные слева, светлые справа;
- примерно по этому же принципу располагайте одежду на вешалке. От темной к светлой, от теплой к легкой, от длинной к короткой. Причем рекомендуется предметы одной категории вешать вместе (например, на вешалке сперва теплая шерстяная черная юбка, за ней джинсовая, затем красная юбка-карандаш и легкая льняная юбка).
Ольга Киселева:
– После того как вы проведете реорганизацию своей одежды и разберетесь в основных принципах, можете приниматься за другие категории вещей. Интересно, что чем дальше вы будете продвигаться в расхламлении, тем больше начнете узнавать о себе. Помните фильм "Сбежавшая невеста", где героиня не знает даже, какой вид яичницы больше любит? Непонимание самой себя мешает ей стать счастливой женой, хотя она этого не осознает...
Избавьтесь от вещей, которые не приносят радость, которые вам передарили или вы прихватили по принципу "авдругпригодится". Вдруг поймете по опустевшим полкам, что любите синий цвет, например. Или книги про путешествия. Сделайте шаг к организованному дому с настроем не просто убрать лишнее, но найти себя. И я уверена, вам не захочется снова все бросить, потому что это будет уже не просто разбор завалов, но путешествие по заброшенным уголкам души.
Памятка, которая обязательно пригодится
1. У каждой вещи в доме должно быть свое место. Даже если это маленькие батарейки или скрепки. И каждую вещь нужно обязательно возвращать на место.
2. Наши подоконники бывают завалены зарядками, книгами, косметикой вперемешку с цветочными горшками. Это может быть вариантом нормы. НО! Для начала определите, почему эти вещи оказались там. Может быть, у них нет своего места? Или оно неудобное? Не нужно с угрызениями совести нести каждый раз косметичку в ванную, если она все равно оказывается на кухонном подоконнике. Организуйте свою маленькую точку красоты здесь.
Подумайте, в чем вам удобнее всего было бы хранить принадлежности: в корзинке, органайзере, в отдельных стаканчиках? Каждый раз вытаскивать и складывать их в косметичку неудобно, оттого и валяется все прямо так. Но если у кисточек будет свой стаканчик, у тональников свой, то станет намного удобнее и выглядеть это будет аккуратно и органично.
3. Расхламляясь, помните, что к чужим вещам нужно относиться с уважением. То, что для вас хлам, для других членов семьи может быть ценным! Причинять добро насильно не нужно, это чревато скандалами и размолвками. Всегда можно договориться.
4. Не разбирайте свои вещи, если вы устали или плохо себя чувствуете. Не делайте этого и в присутствии родителей, потому что высока вероятность, что ваш хлам перекочует в их дом.
5. Не становитесь источниками хлама: не дарите человеку ненужных ему вещей, бессмысленных сувениров и магнитиков с отдыха. Не подсовывайте свои вещи. «Будешь брать книгу или я ее выброшу?» Конечно, человек возьмет. Но принесет ли это ему радость?
6. Лучшие органайзеры – в форме квадрата или прямоугольника, круглые съедают пространство. Можно использовать коробки из-под обуви, но оклеить их в один цвет, чтобы не возникло ощущения беспорядка на полках.
Фото Татьяны Столяровой и из открытых интернет-источников
Сейчас читают:
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен