14.09.2021
14.09.2021

Как приучить ребенка к порядку

logo
Воспитание детей
0 36
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

«А комнату сына родители называли сынарником»... Эта шутка у многих вызывает улыбку, но не всегда веселую. Способность детей переворачивать все вверх дном не поддается родительскому разумению. Как научить ребенка складывать вещи? Как грамотно организовать его комнату, пространство? Что сделать, чтобы чадо полюбило порядок?  На эти и другие вопросы есть ответы у нашего эксперта, сертифицированного организатора пространства Ольги Киселевой.

Что такое порядок

порядок

Давайте сначала определимся, что подразумевается под порядком. Для одних это заправленная постель и отсутствие разбросанных вещей и игрушек. Для других – аккуратно сложенная в шкафу одежда и книги, расставленные в определенной последовательности. А для третьих – пустая раковина и вымытый пол.

Ольга Киселева:

– Как и любое умение, порядок в доме – навык приобретенный. Никто не рождается, умея избавляться от лишнего, сортировать вещи, складывать одежду аккуратно. Вы можете обучить этому своего ребенка наравне с навыком чистить зубы по вечерам, доведя до автоматизма.

Успех мероприятия зависит от ряда факторов. Условно определим их как внутренние и внешние. Внутренние – это факторы, на которые вы повлиять не можете. Их просто нужно учитывать, помнить о них, когда злитесь, что в детской бардак. А вот внешние полностью зависят от вас и играют едва ли не ключевую роль.

Внутренние факторы

  • Возраст ребенка. Чем младше дитя, тем проще должны быть задачи. Формировать привычку класть вещи на свои места нужно с малого, примерно как с едой: сначала вы кормите его с ложечки кабачковым пюре. Затем он пробует сам, размазывая кашу и гоняя вилкой по тарелке свою брокколи. А спустя время уже профессионально управляется с мясом. Еще через пять лет вы научили его чистить и варить картошку. И вот в один прекрасный день приходите с работы, а ваш ребенок пожарил котлеты и сделал салат. По этому же принципу прививается навык наводить порядок.
  • Характер, темперамент. Спокойный малыш покажет маме нарисованную картинку и на ее просьбу убрать карандаши вернется и сложит их в коробку. Активный же может отвлечься на игрушку и тут же забыть, о чем его попросили. Все мы разные. Но и опускать руки не надо. Каждая мама знает подход к своему ребенку. Сумели приучить чистить зубы, мыть руки после улицы? Принцип тот же.
  • Готовность ребенка. Не форсируйте события! Не стоит ожидать от трехлетки, что он вытрет пыль на полке, ничего не уронив. Еще более странно ждать, что он сам возьмет тряпку и начнет делать это. Каждая мама может рассказать историю, как ребенок ни в какую не хотел есть сам, но однажды все заработало. Поэтому продолжайте каждый день напоминать: «Поиграл – убери», и он усвоит это правило. Если упорно не хочет убирать, возможно, он ещё играет. Попросите оставить то, чем он занят прямо сейчас, а остальное сложить.

Внешние факторы

Личный пример. Очень сложно объяснить ребенку, что такое порядок, если сами родители порядком не утруждаются. Лежат ли ваши вещи там, куда их сунули в спешке? Легко ли вам найти что-то в шкафу? Убираете ли вы со стола сразу после еды?

Созданные условия. Один из частых вопросов мам: как долго мне нужно самой убирать в детской? В той или иной степени участвовать в наведении порядка вы будете практически до самостоятельной жизни сына или дочери, но процент вашей вовлеченности должен снижаться с каждым годом. Если сначала вы самостоятельно убираете за малышом игрушки и все, что он разбросал, то к 16 – 18 годам должно быть достаточно напоминания, советов и моральной поддержки во время расхламления, генеральной уборки.

Принадлежности. Прежде чем требовать чего-то, снабдите ребенка необходимыми принадлежностями: корзиной для бумаг, карандашницей и т.д. Это поможет избавиться от фантиков под кроватью и разбросанной канцелярии.

ребенок рисует

Детская, в которой создан порядок, не обязательно будет выглядеть как картинка в журнале. В идеале это комната, где созданы зоны для сна, учебы, игр. Все необходимое – под рукой: шкаф или полка для тетрадей и книг находятся рядом со столом, а комод или шкаф для одежды – недалеко от кровати. Вещей – оптимальное количество, лежат они на своих местах, понятных и удобных (помните, что и генеральную уборку делать легче на открытых свободных поверхностях, а не там, где завал по всем углам и полкам).

Если каждой вещи не определить свое место, то ребенку придется гадать, куда деть машинку – под кровать или в большую коробку с мягкими игрушками. У малышей мозг и сила воли еще не настолько сформированы, чтобы решать подобные задачи. В итоге он не сделает ничего или, максимум, свалит все в кучу.

Нужны четкие правила: машины и пистолеты – в эту коробку, конструктор – в эту, мягкие игрушки – в эту. Подпишите их или наклейте картинки. Не важно, в чем будут лежать игрушки (в шкафу, коробках или на стеллаже), главное – выстроить логичную систему хранения. Часто используемое разместите под рукой, остальное можно подальше. Со временем детка научится самостоятельно делить свои вещи на категории и складывать подобное к подобному.

Если детей несколько и есть маленький, многое придется временно спрятать. Нет универсального совета, как сделать так, чтобы годовалый малыш не тянул в рот фломастеры или не рвал книги. Объясняйте, дайте взамен грызунок или ненужную тетрадку. Пробуйте.

Ольга Киселева:

– Не сортируйте слишком сильно – не ждите, что ваш семилетний ребенок будет разделять фигурки от киндера и пластиковых зверушек. Дайте ему коробку для мелких игрушек, и достаточно. А лучше вместо одной большой несколько средних коробок – чтобы не приходилось искать нужное где-то на дне и выворачивать весь контейнер на пол.

Формулировка задач. Важно, чтобы просьба была сформулирована четко. Когда вы говорите: «Уберись в комнате», понимает ли ваш ребенок, что именно от него хотят? Сложить игрушки? Заправить постель? Вытереть пыль со стола? Уборка и наведение порядка – часто не одно и то же. Уборка – это протереть пыль, помыть полы. Наведение порядка – сложить вещи и убрать по местам. Когда на указание прибраться ребенок лишь заправляет постель, значит ли это, что он ленится, или причина в плохо поставленной задаче?

В помощь маме и ребёнку – четкие правила. К примеру, оговорите, что заправленная кровать для ребенка 4-5 лет – это когда одеяло ровно постелено сверху, а для его старшего брата 10 лет – одеяло лежит на кровати ровно, сверху покрывало и подушка.

Кстати, набросать кучу задач за раз – не лучший вариант.

Формирование навыка. Психологи советуют действовать по схеме: сделать самому – показать, как – сделать вместе – сделать под присмотром – самостоятельно с контролем –  самостоятельно. Этот процесс может растянуться на многие дни, недели и годы. Возможно, иногда придется возвращаться и снова закреплять предыдущий уровень, ничего страшного.

Ольга Киселева:

– Да, все время надо повторять. Снова и снова. Возвращайтесь по схеме показал – сделал вместе – сделал сам столько раз, сколько нужно. Это раздражает, это нудно, но нет рецепта, чтобы щелк – и всё. Дети развиваются по-разному, и это надо учитывать.

Зачем учить ребенка наводить порядок

беспорядок

На этот несложный вопрос не все родители ответят сходу. Но за ним кроется гораздо больше, чем любовь к чистоте и желание мамы упростить себе жизнь. Итак, приучая ребенка соблюдать порядок в доме, мы:

  • учим уважать чужое пространство. Например, правило «не разбрасываем игрушки в гостиной» на самом деле напоминает ребенку о потребностях мамы и папы, развивает чувство эмпатии и уважения к другим членам семьи. Взрослые имеют право проживать в квартире, где не валяются игрушки в местах общего пользования и можно спокойно сесть на диван, не опасаясь наткнуться на кучу лего. Либо в гостиную  разрешено принести игрушки, но немного, для остальных игр есть детская. Сложнее в малогабаритном помещении – тогда придется постоянно напоминать «поиграл – верни на место и только затем возьми другое». На общей территории комфортно должно быть всем. Усваивая понятие «чужое пространство», ребенок учится уважать других, что обязательно выльется в приличное поведение в общественных местах;
  • рассказываем о самоуважении. Личность человека проявляется в том, чем он себя окружает, какие выбирает вещи и с какими людьми общается. Рассказываем, что в первую очередь о человеке судят по внешнему виду. И если он неопрятен, приходит в мятой или одной и той же заношенной одежде каждый день, то его и воспринимают соответственно;
  • прививаем дисциплину и ответственность. Навык выполнять ежедневные обязательные задачи поможет ребёнку легче адаптироваться к школе, влиться в режим спортивной секции или домашних занятий зарядкой, а впоследствии быть организованным на работе.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 36