Среди игроманов, алкоголиков и наркоманов, склонных к асоциальному и криминальному образу жизни, высок процент тех, у кого в детстве вовремя не был диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Соответственно, они не получили необходимой помощи.
Таковы выводы целого ряда зарубежных научных исследований. По мнению ученых, каждый второй случай СДВГ (а по некоторым данным, до 70 %) без необходимой коррекции сохраняется и во взрослой жизни.
К сожалению, СДВГ относится к патологиям, которые нельзя диагностировать или хотя бы заподозрить по лабораторным анализам. Нет и специфических признаков, однозначно свидетельствующих о поведенческом расстройстве. Постановка истинного диагноза и коррекция патологии могут занять долгие месяцы и потребуют вовлеченности большого количества людей, далеких от медицины: психологов, педагогов, родителей. Врачи, как ни странно, играют в этом важную, но далеко не первостепенную роль.
О сложностях диагностики СДВГ журналист информационного портала Здоровые люди узнала у ассистента кафедры детской неврологии БелМАПО Алисы Кудлач.
Не хочет или не может?
Ребенок ни минуты не может усидеть на месте спокойно. Одновременно хватается за несколько дел, но ни одно не доводит до конца, потому что постоянно находятся занятия поинтереснее и поважнее. Ему ничего не стоит вскочить посреди урока и, пританцовывая, кружить по классу, игнорируя замечания учителя. Для него в порядке вещей вклиниваться в чужой разговор и вставлять свои пять копеек, не вникая в суть беседы.
Что это: недостаток воспитания или расстройство поведения? В предыдущей части материала мы препарировали понятие гиперактивности со всех сторон.
Со стороны же обе ситуации выглядят абсолютно одинаково: ребенок занят чем угодно, но только не домашним заданием. Сложность заключается в том, чтобы понять: он не хочет проявить усидчивость и внимательность или при всем желании не может?
Диагностика СДВГ
Американская ассоциация психиатров разработала методику диагностики СДВГ, которая проходит в несколько этапов и в нескольких направлениях: клиническом (консультация врача-психиатра), психологическом (работа с психологом, нейропсихологом) и педагогическом. Определены 14 критериев диагностики СДВГ, совпадение по 8 и более признакам ставит диагноз под вопросом. Спустя 6 месяцев предлагается повторная система оценки состояния ребенка по всем направлениям и анализ результатов, который позволяет либо подтвердить, либо опровергнуть наличие синдрома. В США синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностирован у каждого пятого ребенка.
Впрочем, поэтапность диагностики есть и у нас. Другой вопрос, что у родителей желания и терпения, а у специалистов — настойчивости и компетенции пройти с ребенком весь путь не всегда хватает. Ведь ни психолог, ни даже врачи-специалисты единолично на разовом приеме-консультации не могут поставить диагноз СДВГ. И уж тем более этого не может родитель или педагог. Это многофакторная и мультидисциплинарная задача. По мнению нашего эксперта, истинный синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается лишь у 10 % детей из общего количества тех, кому так или иначе этот диагноз приписывается.
Так, СДВГ может быть одним из проявлений:
- перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции;
- неврозов и шоковых состояний;
- заболеваний щитовидной железы;
- нарушений слуха и речи;
- эпилепсии;
- психических расстройств и расстройств аутистического спектра;
- синдрома Жиля де ля Туретта;
- побочной реакции от приема некоторых лекарственных препаратов.
Особая роль, и об этом нужно сказать отдельно, в постановке диагноза у нейропсихологов. Если исключена неврологическая или соматическая патология, которая могла бы провоцировать СДВГ, нейропсихолог – следующий специалист, который может либо усилить настороженность в отношении имеющегося синдрома, либо полностью ее развеять.
Вполне вероятно, что при всей неадекватности своего поведения ребенок совершенно не страдает от дефицита внимания и гиперактивности. Просто взрослым (родителям, педагогам) банально не хватило опыта или умения найти к нему подход. А значит помощь понадобится им, а не ребенку.
Когда наступает время Ч
Тогда, когда больше нет сил терпеть выходки и непослушание любимого чада. Когда его темперамент довел вашу нервную систему до состояния натянутой струны. Когда его учеба в школе превратилась в пытку, а оценки приносят сплошное разочарование. Когда краснеть за его поведение приходится не только перед посторонними людьми, но даже перед родными.
Тест на СДВГ у детей. Шкала оценки для родителей
Шкала оценки СДВГ, приведенная ниже, разработана специально для родителей американским психологом К. Кит Коннерсом (C. Keith Conners), посвятившим большую часть своей научной деятельности изучению синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Оценка результатов адаптирована доктором медицинских наук, профессором Валерием Зыковым.
Инструкция: отвечая на каждый вопрос, обведите в кружок тот ответ, который наилучшим образом описывает поведение ребенка в течение последней недели. Закончив, подсчитайте баллы и оцените результаты теста.
И обязательно помните: имея хоть какие-то вопросы или сомнения, нужно обращаться за помощью к специалистам. Если даже она не понадобится вашему ребенку, вполне вероятно, она понадобится вам.
Вопросы | Никогда
или редко |
Иногда | Часто | Очень часто |
1. Не может сосредоточиться на деталях или делает небрежные ошибки при выполнении школьных заданий | 0 | 1 | 2 | 3 |
2. Постоянно перебирает руками или ногами либо ерзает на стуле | 0 | 1 | 2 | 3 |
3. Испытывает трудности с поддержанием необходимого уровня внимания на игровых и бытовых видах деятельности | 0 | 1 | 2 | 3 |
4. Покидает свое место во время урока или в других ситуациях, когда полагается оставаться на своем месте | 0 | 1 | 2 | 3 |
5. Создается впечатление, что он не слушает обращенную к нему речь | 0 | 1 | 2 | 3 |
6. Бегает или пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо | 0 | 1 | 2 | 3 |
7. Не следует инструкциям или не доводит работу до конца | 0 | 1 | 2 | 3 |
8. Не может тихо, спокойно играть или иным образом проводить свое свободное время | 0 | 1 | 2 | 3 |
9. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности | 0 | 1 | 2 | 3 |
10. Всегда в движении или действует, как будто «с моторчиком» | 0 | 1 | 2 | 3 |
11. Избегает выполнения задач, требующих продолжительных мыслительных усилий (например, учеба в школе или выполнение домашнего задания) | 0 | 1 | 2 | 3 |
12. Слишком много говорит | 0 | 1 | 2 | 3 |
13. Теряет вещи, необходимые для выполнения тех или иных видов деятельности | 0 | 1 | 2 | 3 |
14. Начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца | 0 | 1 | 2 | 3 |
15. Легко отвлекается | 0 | 1 | 2 | 3 |
16. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях (например, в игре) | 0 | 1 | 2 | 3 |
17. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях | 0 | 1 | 2 | 3 |
18. Перебивает других людей или мешает им | 0 | 1 | 2 | 3 |
Оценка результатов теста
Критерии для мальчиков – ≥ 26 баллов, для девочек – ≥ 23 баллов.
Мальчики | Девочки |
26-34 балла – легкая степень | 23-31 балл – легкая степень |
35-43 балла – средняя степень | 32-40 баллов – средняя степень |
44-54 балла – тяжелая степень | 41-54 балла – тяжелая степень |
⚡️ Возможно, вам будет интересно:
Коррекция СДВГ. Лечить нельзя помочь
Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.
Читайте нас на Яндекс-дзен