17 апреля

Чему радоваться на Радуницу?

Беларусь Today
69 0 81
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Православные христиане Беларуси отмечают девятый день после Пасхи особенным образом – идут на кладбище к близким с цветами и угощениями. Это Радуница, которая в 2018 году выпала на 17 апреля. 24health.by поговорил со специалистом о важности этого дня для народной культуры, его истоках и традициях.

Где истоки?

Радуница – древняя традиция, возникшая на нашей территории еще до появления белорусов как народа.

 
Сергей Грунтов
Этнолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусского культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Не вызывает сомнения то, что поминали предков еще в дохристианские времена, и племена на территории Беларуси и их соседи. И поскольку происходило это в доисторический период, когда не было письменности, то бессмысленно пытаться выяснить, кто начал праздновать раньше. С уверенностью можно сказать, что произошло это до появления белорусов, также как русских или украинцев.

Несмотря на то, что в основе Радуницы лежит языческий обряд, она сохранился в народной традиции и после прихода христианства.

 
Сергей Грунтов
Этнолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусского культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Христианизация Беларуси по восточнохристианскому обряду происходило вместе с другими землями Киевской Руси. Западнобелорусские земли с 13-го века стали колыбелью формирования Великого княжества Литовского, где на государственном уровне язычество имело влияние вплоть до второй половины 14-го века. С учетом этого дохристианские традиции празднования весеннего дня умерших хранились здесь особенно долго.

Кстати в разных регионах этот день называли и называют по-своему – Радовница, Радуница, Радуницкие Деды, Проводы, Могилки и т.д.

Как и зачем отмечали Радуницу?

Точных сведений о том, что делали в этот день наши предки в дохристианские времена, нет из-за почти полного отсутствия письменных источников.

 
Сергей Грунтов
Этнолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусского культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Судя по всему, сегодняшняя традиция собираться на кладбищах и приносить угощения умершим, а также, как это принято в Восточной и частично Центральной Беларуси, проводить символическое застолье над могилой близкого идет от древней практики, которая называлась «тризна». Она известна нам по письменным источникам, к которым, правда, нужно относиться очень осторожно, так как они христианские, а значит предвзятые в отношении народных верований.

Тризна – это своеобразное подношение умершим от живых. Во время обряда семья собиралась около могил родных и устраивала там застолье, которое сопровождалось пением, танцами и разжиганием костров.

 
Сергей Грунтов
Этнолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусского культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Это происходило весной – перед началом сельскохозяйственных работ и хозяйственного года, от успешности которого зависело благосостояние, а иногда и само выживание жителей общины. Люди верили в возможности умерших помогать своим живым родственникам, рассчитывали на их помощь. Иначе говоря, они ждали от них дара в ответ в виде покровительства и помощи. Этот механизм хорошо известен и на примере христианской культуры с ее молитвами-просьбами, особенно перед изображениями святых и мощами. Поэтому дохристианские традиции сумели довольно хорошо слиться с христианскими, несмотря на недовольство церкви тризнами тысячу лет назад или традицией есть и пить на кладбище в наши дни.

Современные традиции

По словам Сергея, празднование Радуницы в современной Беларуси – это результат нациотворческого процесса, который сделал общенациональным днем ​​поминовения усопших второй вторник после Пасхи. Но на территории страны существует довольно много локальных традиций и поминальных дней.

 
Сергей Грунтов
Этнолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусского культуры, языка и литературы НАН Беларуси
В разных регионах могли ходить на кладбище не во вторник, а в понедельник или даже в воскресенье. На Восточной Витебщине отмечается обычай посещать кладбища на Пасху, несмотря на негативное отношение к этому православной церкви. В Западной Беларуси этот праздник менее популярный, чем на Востоке. Скажем, на Западной Брестчине принято было убирать кладбища еще перед Пасхой. На мой взгляд, разнообразие локальных традиций является важнейшей частью Радуницы, которая отмечается сегодня на общенациональном уровне. Благодаря тому, что обычно понедельник перед Радуницей также объявляется нерабочим днем, люди получают возможность посетить своих близких в любой из трех или четырех выходных дней в соответствии с их традициями и желаниями. Важно помнить, что не существует никаких общих для всех правил отмечания Радуницы, кто бы их не навязывал – церковь или люди, которые считают себя экспертами в этом деле. Нужно в первую очередь придерживаться тех традиций, которые приняты в той местности, откуда вы родом.

Радуница – это праздник или день траура?

О происхождении названия этого дня существуют различные мнения. Так, сторонники православной точки зрения выводят его от слова «радоваться». Причем радость связывают с Пасхой и ожиданием будущего воссоединения всех умерших. По другой теории слово «Радуница» имеет балтийские корни и соответствует, например, литовскому слову rauda - «причитания».

 
Сергей Грунтов
Этнолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусского культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Парадоксально, с одной стороны мы имеем радость, а с другой – плач. На мой взгляд, важно помнить, что Радуница – это в первую очередь праздник воссоединения живых и мертвых, когда первые приходят в гости ко вторым на кладбище. И как всегда, когда встречается семья, происходит застолье. Конечно, от темы смерти никуда не деться, но все же нужно различать, скажем, годовые поминки по умершему близкому, которые являются именно днем траура, и Радуницу, когда вспоминают всех умерших вместе – людей, раны по потере которых уже в какой-то степени сумели зажить. Поэтому называть Радуницу праздником вполне корректно, это соответствует ее восприятию в белорусской народной культуре.

Интересно, что Радуница в Беларуси – всегда выходной день, в то время, как в соседних России и Украине она не включена в календарь государственных праздников. Выходным обычно является и предшествующий понедельник. Многие белорусские семьи пользуются этой возможностью, чтобы собраться вместе на малой родине.

 
Сергей Грунтов
Этнолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела народоведения Центра исследований белорусского культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Моя семья, как и многие другие в Беларуси, отмечает Радуницу посещением могил близких, причем для этого не существует какого-то общего обязательного дня – выбирается тот, когда всем удобно собраться. Как и для многих белорусов, этот день связан с длительным путешествием, более 400 километров в обе стороны, ведь сегодня из-за общей мобильности люди часто живут не там, где их родители, а те в свою очередь не там, где родились. Сама необходимость ехать куда-то, своего рода паломничество, стала важной частью современного празднования Радуницы. Мы посещаем кладбище, убираем и приносим цветы, после чего собираемся с родственниками в доме на небольшое застолье. Такая модель, лишенная многих традиционных элементов, результат принадлежности к городской секулярной культуре в нескольких поколениях. Но я с симпатией отношусь к людям, которые собираются на кладбище, чтобы помянуть умерших с рюмкой в руках. Ведь они принадлежат к тысячелетней традиции и, несмотря на самую разную критику, уверенно продолжают ее.
69 0 81

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Чтобы перейти к обсуждению, выполните вход или зарегистрируйтесь

Наверх