25.05.2020
25.05.2020

7 правил эффективной подготовки к экзаменам

logo
Воспитание детей
0 89
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Итак, осталась всего неделя до окончания учебного года. Самого непростого в новейшей истории национального образования. Последняя четверть пошла не по привычному сценарию: дистанционное обучение приобрело массовый характер, а школьные уроки посещают меньше половины учащихся. Но как бы там ни было, учеников 9-х и 11-х классов ждут обязательные выпускные экзамены.

Как правильно и эффективно готовиться к экзаменам, находясь на самоизоляции? Как распределить время и ресурсы на самостоятельную подготовку? Какими источниками пользоваться для проверки и закрепления знаний? Какую помощь выпускнику могут оказать родители?

Подготовка к экзаменам

Татьяна Скачинская, член Белорусского общества психологов, психолог в сфере позитивной и когнитивно-поведенческой психотерапии, помогла определить 7 шагов на пути к успешной сдаче школьных экзаменов.

подготовка к ЕГЭ

7 шагов к успешному экзамену

  1. Правильная организация рабочего места

Для того чтобы правильно организовать самостоятельную подготовку к экзаменам, важно грамотно обустроить рабочее место школьника. Оптимально, если у ребенка есть возможность заниматься в отдельной комнате, там ему легче будет сосредоточиться на учебе. Желательно, чтобы стол был установлен у окна, хорошо освещался, а под рукой было все необходимое для занятий (учебные пособия и канцелярские принадлежности). А вот гаджеты лучше убрать с глаз долой, если в них нет острой необходимости, например, чтобы пользоваться интернет-ресурсами для самоподготовки. Экспериментально доказано, что усвоение учебного материала, запоминаемость и результативность работы в целом повышается в разы, если смартфон ученика находится не под рукой, а в соседнем помещении.

Принципиально важно, считает эксперт, выполнять учебные задания именно за столом (хотя домашняя обстановка позволяет делать это на диване или даже в кровати). Вольности не способствуют рабочему настроению и снижают эффективность обучения. Поэтому необходимо четко разграничивать домашнее пространство на места для учебы, для отдыха и сна.

  1. Соблюдение режима учебы и отдыха

Несмотря на то что времени до экзаменов осталось совсем не много, не стоит заниматься зубрежкой с утра до вечера. Переутомление, нервное напряжение, переизбыток информации принесут обратный желаемому эффект: сил на сам экзамен может и не остаться. Поэтому проследите, чтобы ваш школьник придерживался режима учебы и отдыха.

Занятия лучше планировать на первую половину дня. Учеными установлено, что пик работоспособности приходится на промежуток с 6 до 15 часов. Не стоит будить школьника на рассвете. Но и позволять валяться в кровати до полудня тоже не вариант. Разумно запланировать учебное время, ориентируясь на школьное расписание. В том числе с соблюдением перерывов на отдых. 45 минут усиленного мозгового штурма – 10–15 минут отдыха. Но не с гаджетами, это важно! Научные исследования указывают на то, что даже после непродолжительного «зависания» в гаджетах мозгу ребенка необходимо порядка 25 минут, чтобы включиться в работу. Используя смартфоны и планшеты «для отдыха», можно в прямом смысле оказать себе медвежью услугу: снизить мозговую деятельность и выбиться из графика.

Лучше во время перерыва выполнить гимнастику для глаз или просто пожелать, освободив голову от любых мыслей.

Чтобы максимально сохранить зону комфорта для ученика, не заставляйте его заниматься в выходные дни. На то они и выходные.

  1. Повторение, представление, закрепление

Есть разные мнения специалистов относительно того, с какой темы начинать подготовку к экзамену. Одни за сложную, мол, на свежую голову легче понять и усвоить трудный материал. Другие – за простую, чтобы раскачать работоспособность и настроиться на серьезный мозговой штурм. Как бы там ни было, не давите на школьника. Дайте ему возможность выбрать тот вариант, который ему ближе. Будьте принципиальны в другом: не позволяйте откладывать самые важные и трудные темы на последний день. Более непродуктивного способа подготовиться к экзаменам не придумаешь. В лучшем случае знания останутся в голове ровно до момента окончания экзамена. В худшем – в голове будет полная каша, которая лишит шансов на успешный результат.

Не контролируйте школьника без лишней надобности, не лишайте его самостоятельности. В то же время всегда будьте готовы откликнуться на его просьбу о помощи. Новая или сложная информация лучше всего усваивается, если проходит через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувствительную. Сложно дается тема? Проговорите ее с ребенком, помогите подобрать образы, которые будут способствовать лучшему запоминанию; запишите на бумаге основные тезисы, таким образом зафиксировав их в памяти.

И конечно, не забывайте, что повторение – мать учения. Прочитав материал, человек запоминает 70 % информации, через несколько часов в памяти остается только 50 %, а на следующий день без труда можно вспомнить лишь 20 % из прочитанного накануне. Поэтому какое-то время нужно отвести на то, чтобы ежедневно повторять ключевые правила по каждому экзаменационному предмету.

ЕГЭ в школе

  1. Репетиция экзамена

Это очень важный момент, чтобы успешно сдать любой экзамен.

Репетируйте диктанты и изложения. Текст может быть любой, но обязательно потом вместе сделать разбор допущенных ошибок. Вы же помните, что аудиальное и визуальное восприятие улучшает запоминание? Это тот самый случай, когда на ошибках учатся.

Репетиция устного экзамена тоже имеет место быть. Тут важно, чтобы на вопросы школьник отвечал как «у доски», а не развалившись в мягком кресле. Совсем скоро вы заметите, насколько увереннее будет отвечать и чувствовать себя ребенок. А уверенность на экзамене уже половина успеха. Предложите сыну или дочери репетировать устные ответы и без вашего участия, например, стоя у зеркала.

  1. Правильное питание и сон

Пятиразовое питание и полноценный ночной сон (продолжительностью не менее семи часов) – обязательная составляющая эффективной подготовки к школьным экзаменам.

Рацион школьника в период повышенных умственных и эмоциональных нагрузок должен быть разнообразным, сбалансированным и полноценным. Следите, чтобы ежедневное меню включало зерновые каши, овощи, фрукты, молочные и мясные продукты, богатые витаминами и питательными веществами.

Полноценный сон помогает восстановить силы, а мозгу – перезагрузиться. Поэтому как бы ни затянулась учеба, следите, чтобы она заканчивалась до 22 часов.

мама и дочка

  1. Минимизация стрессов

Хороший настрой – существенное подспорье перед экзаменом. Постарайтесь оградить школьника от лишних стрессов, ему достаточно тех, что связаны с предстоящим испытанием. Для поддержания стабильного психоэмоционального состояния не запрещайте ему общение со сверстниками, даже если вам кажется, что учеба сейчас важнее. Социальная изоляция повышает градус стресса, снижает настроение и, соответственно, уменьшает результативность учебы.

Перед экзаменом помогите ребенку настроиться на победу. При этом дайте понять, что балл, полученный на экзамене, это не оценка личности ребенка или его перспектив на взрослую жизнь. Даже если результат окажется хуже, чем ожидали, это никак не будет характеризовать его как неудачника и невежу.

  1. Полезные ресурсы

Не последнее дело в подготовке к школьным экзаменам – правильные интернет-ресурсы, где собрана и систематизирована информация по всей учебной программе за 9 и 11 классы, есть ссылки на практические и дополнительные материалы. Среди полезных источников будущим выпускникам точно пригодится Национальный образовательный портал, где размещены нормативные правовые документы, экзаменационные билеты, дополнительные материалы для подготовки и проведения выпускных школьных экзаменов, а также вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения.

обучение онлайн

Правила и сроки проведения выпускных экзаменов

Напомним: несмотря на пандемию коронавируса, белорусские школы и гимназии работают в штатном режиме. Вместе с тем родители вправе решать, отправлять ребенка на уроки или оставить дома для самостоятельного изучения учебной программы. Что касается перечня и правил проведения выпускных экзаменов, здесь изменений пока нет.

По словам начальника отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Марины Илющени, подготовка и проведение школьных экзаменов в настоящее время регламентируются двумя основными документами: постановлением Министерства образования №105 от 10.07.2019 о перечне предметов, по которым проводятся выпускные экзамены в 2019/2020 учебном году, и письмом Министерства образования о завершении 2019/2020 учебного года и сроках проведения выпускных экзаменов.

Согласно документам, выпускникам 9 классов предстоит сдать 3 экзамена:

  • белорусский язык (диктант);
  • русский язык (диктант);
  • математика (контрольная работа).

Испытания пройдут в письменной форме 2, 4 и 9 июня соответственно.

Для выпускников 11 классов определены следующие предметы, по которым будут сдаваться экзамены:

  • белорусский или русский язык по выбору учащегося (изложение);
  • математика (контрольная работа);
  • иностранный язык (устно);
  • история Беларуси (устно).

Даты письменных экзаменов определены на 1, 3 и 5 июня.

 
Марина Илющеня
начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования Комитета по образованию Мингорисполкома
На сегодняшний день изменений в порядке и датах проведения экзаменов нет. Однако будут предъявляться дополнительные требования к вопросам безопасности, в частности организации проведения экзаменов в больших аудиториях (рекреациях, холлах, актовых залах), чтобы соблюсти безопасную дистанцию между учащимися.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 89

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».