11.12.2023
11.12.2023

Чего боятся родители. Топ жалоб неврологу о развитии ребенка

logo
Здоровье детей
0
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Родители первого ребенка в возрасте до года на приеме у врача – особая категория. Оно и понятно. У новоиспеченных мам и пап новая роль, в которую удается сразу и легко вжиться далеко не всем.

Для них, как правило, маленький ребенок – инопланетянин. Как с ним обращаться? Что он «должен» и «не должен»? Где стоит тревожиться, а где не надо? Все впервые и вновь. И сколько бы литературы ни было заранее прочитано, сколько бы курсов «молодых родителей» ни было пройдено, теоретические знания чаще всего или не совпадают с практической их реализацией, или только мешают. Отсюда много вопросов, страхов, тревог.

Детский невролог, ассистент кафедры детской неврологии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения БГМУ Алиса Кудлач с родительской тревожностью сталкивается каждый день. Спросили, что чаще всего беспокоит мам и пап первенцев на приеме у невролога. Развитие ребенка до года

к содержанию ↑

Консультация детского невролога

Как должен развиваться ребенок до года? Рассмотрим наиболее частые вопросы к детскому неврологу.

– На первом году жизни родители ожидают от ребенка особенно многого, потому что этот период действительно наиболее интенсивный с точки зрения созревания нервной системы, – говорит Алиса Кудлач. – Есть четко сформированное мнение, что год – это некая граница, рубеж, когда по ожиданиям многих родителей новорожденный младенец уже должен быть самостоятельно ходящим, говорящим и все понимающим человеком, пусть и маленьким. Поэтому в первые 12 месяцев от него ожидают постоянного развития, чуть ли не ежедневного появления новых навыков. Когда этого не происходит, появляется тревога.

к содержанию ↑

Режим сна ребенка

Детский сон

Одни младенцы спят очень много, другие – очень мало. Кто-то – беспокойно, кого-то пушечным выстрелом не разбудишь. У кого-то есть режим, у кого-то нет…

– В интернете в свободном доступе огромное количество информации о нормах детского сна – сколько и в каком возрасте должен спать ребенок, – говорит эксперт. – Всюду транслируется мысль, что сон – это крайне важно. Его дефицит, как и отсутствие режима сна и бодрствования обязательно скажутся на развитии ребенка, вплоть до того, что в будущем это может привести к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности, снижению интеллектуального потенциала и т.д. Естественно, это все сопровождается активными ссылками на какие-то источники и исследования. Если эту информацию читает родитель малыша, который не спит столько, сколько написано в «научной» статье, то это не может не отразиться на его спокойствии. Тем более сейчас эта тема такая вкусная и модная: появились даже отдельные «специалисты по детскому сну». И тут очень важно сохранять трезвый взгляд и критическое мышление, доверять только проверенным и компетентным источникам. Потому что специалист по детскому сну – это примерно то же самое, что специалист по левой ноздре или специалист по энергии ци.

Что важно понимать в вопросах детского сна?

Головной мозг младенца – очень незрелая субстанция. Он только-только начинает выстраивать свою функциональную работу, нейронные сети, цепи.

Сон – очень особенное функциональное состояние организма, вне всяких сомнений крайне важное для гармоничного развития и здоровья. Без сна человек может прожить не более 13-14 дней. А его нарушения неизбежно будут сказываться на психоэмоциональном фоне, на способности к восприятию и обучению. Но здесь необходимо четко отделять «зерна от плевел», понимать, что есть действительно нарушения, а что особенности функционального развития центральной нервной системы ребенка.

– Исследований сна огромное количество, и они самые разные, – продолжает Алиса Кудлач. – Но в отношении вопросов, достаточно ли головному мозгу ребенка того количества и качества сна, которое у него есть, доказуемый постулат был только один: если ребенок развивается моторно и психически в соответствии с возрастом, значит достаточно.

Т.е. с медицинской точки зрения делать со сном ничего не нужно, даже если родителям кажется, что его очень мало или очень много, он поверхностный или, наоборот, чересчур глубокий. Врачи работают со сном только в ситуации, если есть какие-то конкретные нарушения, которые оказывают негативное влияние на развитие ребенка и качество его жизни. Каждое из этих нарушений имеет свою нозологию: диссомния, парасомния, параксизмы ночного сна…

При помощи медикаментозных или немедикаментозных методов возможно удлинить короткий сон. При избыточном сне – применить стимулирующую терапию, чтобы разбудить младенца и дать ему время для бодрствования и обучения новым навыкам…

Детский невролог Алиса Кудлач считает, что молодым родителям будет гораздо проще, если выключить «синдром отличника» и ожидать, что ребенок должен развиваться, расти, учиться новому четко по книжным нормам.

Развивающийся головной мозг – это как у Толстого: каждая счастливая семья счастлива одинаково, каждая несчастная – несчастна по-своему, – проводит аналогию врач. – Так вот зрелый головной мозг работает примерно одинаково. А развивающийся – это всегда большая индивидуальность. Каждый младенец индивидуален в своем графике и плане развития. Самое главное, чтобы это развитие имело место быть. Если оно есть, оставьте ребенка в покое. Если нет – вот тогда нужно идти к специалисту и разбираться.

к содержанию ↑

Сколько должен спать здоровый ребенок

Средняя продолжительность сна ребенка до 1 года:

• новорожденный – 20-22 часа;
• 2-3 мес. – 16-18 часов;
• 3-6 мес. – 16-14 часов;
• 6-10 мес. – 15-16 часов;
• 10-11 мес. – 14-15 часов;
• 1 год – 13,5 часов.

Особенности двигательной активности у детей 

движения младенца

Почему ребенок так много двигает руками и ногами? Почему выгибается? Почему выкручивается? Почему так лег? Почему так повернулся?..

Эти вопросы тоже очень часто беспокоят родителей первенцев. Потому что с позиции взрослого человека ребенок, действительно, совершает очень много движений, чаще всего спонтанных.

Есть такое понятие как двигательный репертуар. Например, мы с легкостью завариваем себе чашку чая, вернувшись с работы. У взрослых условно здоровых людей это не вызывает никаких затруднений. Даже наоборот – нет ничего проще, – объясняет Алиса Кудлач. – Но вы даже не представляете, насколько сложный моторный репертуар мы проигрываем, выполняя «простые» действия. У любого живого существа на планете есть своя генотипическая программа, которая закодирована в хромосомах. Грубо говоря, есть программа: я – человек, у меня будет такой-то моторный репертуар. Но! Это только программа. Ее нужно освоить. Условно, нужно заварить 100 чашек чая, прежде чем довести действия до автоматизма. Только родившийся ребенок еще ничего не умеет и не имеет ни малейшего понятия, что он может делать. Чем младше ребенок, тем большему ему нужно научиться и тем больше у него спонтанной двигательной активности.

Иногда у маленьких детей случается тремор – трясется подбородочек, дергаются ручки, ножки, что сильно пугает родителей. Однако на самом деле ничего страшного в этом нет: при таком уровне спонтанной активности это неизбежно и вполне нормально.

– Кроме того, если перевести на язык метафор, – говорит Алиса Кудлач, – то наша нервная система – словно большая смотанная гирлянда, где клетки – это лампочки, все остальное – провода. Мы рождаемся с определенным количеством нейронов. Но это не значит, что головной мозг ребенка сразу соответствует головному мозгу взрослого. Да, количество клеток такое же. Но сами клетки маленькие, неразвитые, а «провода», их соединяющие, практически голые. Как раз-таки в первые полтора – 2 года жизни ребенка происходит так называемый процесс миелинизации – появление оболочки нервных клеток и окончаний. Но пока нет оболочки, все разряды хаотично и очень быстро бегают туда-сюда, абсолютно бессистемно зажигая «лампочки». Поэтому у младенцев неизбежна не только спонтанная двигательная активность, но и возникновение дополнительных повторяющихся движений, как иногда говорят, «заклинило». Это абсолютно нормальное и естественное явление.

Асимметрия тела и конечностей, а именно тонуса мышц у ребенка. Еще один из моментов двигательной активности, который часто беспокоит родителей – асимметрия правой и левой половины тела, асимметрия мышечного тонуса.

На приеме мама и папа жалуются, что ребенок выгибается только в одну сторону или в разы чаще переворачивается, чем в другую.

Часто беспокоят вопросы кривошеи, когда ребенок упрямо поворачивает голову только вправо или только влево. Когда подключаются элементы ползания по-пластунски, появляются вопросы, почему на одну ногу упор больше, чем на вторую. Вот здесь, по мнению эксперта, действительно нужен осмотр невролога. Асимметрия может быть признаком неврологической дисфункции.

Врач выяснит, какую природу имеет асимметрия: органическую, которая связана с асимметрией мышечного тонуса, мышечной силы, рефлексов. Тогда необходимо будет медицинское участие. Или функциональную, которая укладывается в пределы нормы и легко отстраивается без активного медицинского вмешательства.

Мозг человека развит настолько сложно, что поделен на полушария – доминантное и подчиненное, – рассказывает Алиса Кудлач. – Это есть только у человека. Но мы не сразу рождаемся с этой межполушарной асимметрией. При рождении головной мозг примерно симметричный, а дальше идет процесс его созревания. И он не идет равномерно – то одно полушарие больше развивается, то второе… Именно поэтому в процессе формируется асимметрия. Вот это неравномерное развитие головного мозга приводит к формированию функционала, когда ребенок сначала больше использует одну сторону, а потом начинает активно использовать другую, в то время как первая «отдыхает». Т.е. функциональные асимметрии абсолютно естественны для ребенка. Подавляющее большинство младенческих асимметрий носит именно функциональный характер.

к содержанию ↑

Почему плачет малыш

Детский плач

У ребенка в возрасте до года такое психоэмоциональное негативное возбуждение, как плач, – единственный способ сообщить о своем дискомфорте.

К слову, у ненормотипичных детей, которые имеют особенности психофизического развития, которые имеют интеллектуальную недостаточность или, например, расстройства аутистического спектра, как раз это и сохраняется: крик, плач, истерика – как способ донести, что что-то не так.

И тут родителям особенно важно быть внимательными и не списывать все, скажем, на поведенческие нарушения. Прежде всего необходимо исключить соматические вопросы, т.е. говоря простым языком, убедиться, что плач не вызван болью, например.

– Если мы говорим про обычных деток, то постоянный крик, плач, возбуждение на первом году жизни (имеется в виду, что ребенок большую часть своего эмоционального фона демонстрирует негативные реакции) действительно могут быть сигналом какого-то неблагополучия. И тогда это состояние требует обращения к специалисту, – подчеркивает Алиса Кудлач. – И здесь должна быть командная работа педиатра и невролога, чтобы исключить соматические или структурные заболевания и нарушения.

Если патология исключена, то такие эмоциональные реакции могут свидетельствовать об особенностях психоэмоционального развития ребенка на данном этапе его жизни либо в рамках его индивидуальных процессов созревания, либо в рамках особенностей его микросоциума. Тогда это вопросы не медицинской, а психолого-педагогической работы.

Детский невролог о нормах развития, ночных криках и ноотропах. Продолжение

 

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0

Журналист. Высшее образование. Член Белорусского союза журналистов. Стаж работы в профессии – 20 лет. Белоруска. Родилась в г. Ганцевичи Брестской области. В 2001 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета по специальности «Журналистика». Работала специальным корреспондентом отдела экономики газеты «Белорусская нива», обозревателем отдела писем, обозревателем отдела социальных проблем газеты «Советская Белоруссия» (в настоящее время «Издательский дом «Беларусь сегодня»). С 2016 года - корреспондент собственный отдела интернет-проектов РУП «Редакция газеты «Медицинский вестник». С 2000 года является членом Белорусского союза журналистов (БСЖ). В 2002 году стала лауреатом премии БСЖ за лучшую журналистскую работу. В 2017 году – лауреатом премии БСЖ «Золотое перо».