главный баннер

15 февраля
15.02.2019

Трагедия в Столбцах. Как жить в небезопасном мире? (+видео)

logo
Победи стресс
59 0 889
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Наш мир небезопасен. Теоретически мы понимаем это, да и сводки криминальных новостей усомниться в данном обстоятельстве не дают. Но все же некоторые вещи до сих пор за гранью осознания. Мы никак не ожидаем, что в торговый центр ворвется одержимый с бензопилой, что в школе, которую мы привыкли считать одним из самых безопасных мест, могут покалечить и даже убить ребенка, учителя... Это могло случиться в дешевом фильме ужасов, в книге, где-то там далеко. Но не у нас. Только не на наших спокойных белорусских улицах, не с нашими людьми.

О том, что произошло в этот понедельник в Столбцах, невозможно молчать. И в то же время любых слов мало, чтобы описать трагедию. Сухие данные: ученик 10 класса СШ № 2 убил ножом учителя и одиннадцатиклассника, ранил двух одноклассников… За каждым словом – сломанные человеческие жизни. Страх, беспомощность, гнев, вина. Любая кризисная ситуация активирует эти чувства. А когда дело касается безопасности, они особенно острые.

Уровень тревоги сейчас зашкаливает. Ведь учителям по-прежнему нужно ходить на работу, родителям отводить детей в школу, ребятам идти в класс к одноклассникам. После страшного инцидента на нашем сайте для подростков Teenage.by в разы увеличились запросы по теме «обижают в школе». Нам всем стало страшно, что обычные школьные потасовки могут перерасти в поножовщину...

Кто-то винит систему безопасности в школах, другие говорят о наркотиках, третьи о вседозволенности современных подростков, а также об их заброшенности. Родители зачастую слишком заняты, чтобы полноценно общаться с детьми и вникать в их жизнь. Комментируя ситуацию, известный психиатр-криминалист из России Михаил Виноградов вспоминает о том, что компьютерные игры и жестокие фильмы приводят к тому, что у подростков теряется понимание ценности жизни. Они не осознают невозвратности своих действий. И даже всерьез ожидают, что всё как в «стрелялках»: убитого можно оживить...

Можно ли спрогнозировать и предотвратить подобную случившейся ситуацию? Кто виноват и что делать? В СМИ на разные лады интерпретируют произошедшее. Журналист информационного портала Здоровые люди обратилась за комментариями к психологам.

 
Константин Петров
Психолог реабилитационного отделения Минского городского клинического наркодиспансера, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор Московского Гештальт Института
Первое, о чем можно задуматься, – психическое состояние парня. Считается, что примерно 1 % людей в обществе нестабильны, имеют психические отклонения. В нашей культуре психические расстройства стигматизируются, нередко замалчиваются. Даже мысль о том, что близкий человек может быть психически нездоров, пугает. Поэтому бывает так, что нам проще воспринимать родственника как человека со своими тараканами, чем признать, что есть проблема. А ведь без лечения она усугубляется. На мой взгляд, как бы в школах ни пытались призвать к ответу учителей, это бесполезно. Да, конечно, педагоги имеют на детей огромное влияние. Но изначально нужно обращать внимание на то, что происходит в семьях. Ответственность за детей несут в первую очередь родители. Очень важно, чтобы между членами семьи был контакт. Тогда не так разрушительны последствия школьных проблем и неудач. На мой взгляд, нестабильные люди в обществе всегда были. Полностью проконтролировать психику нельзя. Да, есть тесты, выявляющие суицидальные наклонности или тревожные состояния, но даже классики психотерапии говорят о том, что мы пытаемся измерить то, что посчитать невозможно. Поэтому так или иначе нам придется сталкиваться с тревогой, напряжением, страхами, бессилием по поводу того, что проконтролировать все мы не можем.
 
Максим Пылев
Практикующий психолог, гештальт-консультант, групповой психотерапевт, программный руководитель реабилитационного центра «Феникс»
Комментариев на форумах по поводу трагедии в Столбцах много. Вплоть до того, что люди пишут о желании расстрелять виновника и даже его родителей. Агрессивные посылы говорят о том, что люди напуганы, встревожены. Но дело не только в самом мальчике, а в ситуации, которая к этому привела. Везде подчеркивают, что он был примерный, тихий, не злился, не ругался. Поэтому для многих стало огромным удивлением, что он так поступил. Для меня как для психолога это видится иначе. 10 класс, подросток, гормоны бушуют. Переходный период. О каком спокойствии может идти речь? В обществе принята позиция, что злиться и проявлять агрессию плохо («злятся плохие люди»). Но это нормальная реакция, когда потребности не удовлетворяются или когда чего-то не хочешь. Подавленная агрессия не исчезает никуда, она остается внутри. И если у ребенка нет возможности позлиться, выплеснуть эмоции в спорте, то котелочек наполняется – и в конечном счете происходит взрыв. А если к этому еще прилагается знакомство с психотропами… Мой опыт показывает, что употребление психоактивных веществ среди школьников – часто встречающаяся ситуация. Однако человеку, который не сталкивается с этим в повседневной жизни, тяжело выявить, что подросток находится под действием препаратов. Из характерных признаков можно заметить полярности в поведении (сегодня угрюмый, завтра – душа компании), постоянное вранье и сочинение историй, красные глаза (травка), расширенные (психостимулятор) или суженные (опиодные наркотики) зрачки.

Как пережить тяжелую кризисную ситуацию?

По рекомендациям экспертов Центра кризисной психологии Института психологии БГПУ им. М. Танка важно:

  • не отрицать реальность, принять ее, поскольку изменить произошедшее невозможно;
  • проявлять эмоции и обсуждать их с близкими, друзьями, коллегами;
  • не отказываться от физической и эмоциональной поддержки других. Это облегчит ваше состояние. Обсуждать событие с тем, кто имеет подобный опыт;
  • не избегать говорить о том, что случилось;
  • не ожидать, что воспоминания уйдут сами по себе. Чувства останутся с вами и будут посещать вас в течение длительного времени;
  • сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно;
  • позволять детям говорить вам и другим о своих эмоциях и проявлять себя в играх и рисунках;
  • сохранять у детей распорядок жизни, учебы.

 Когда обязательно нужно обратиться к специалистам?

  1. Если вы ощущаете, что не можете справиться со своими чувствами самостоятельно.
  2. Если спустя месяц вы продолжаете чувствовать оцепенение, пустоту или похожие чувства, если поддерживаете активность лишь ради того, чтобы не чувствовать и не вспоминать о событиях.
  3. Если продолжаются ночные кошмары и бессонница.
  4. Если вам не с кем обсудить свои чувства.
  5. Если вам кажется, что взаимоотношения в семье ухудшились или возникли сексуальные проблемы.
  6. Если вы оказываетесь подвержены несчастным случаям.
  7. Если вы продолжаете чувствовать и вести себя так, как сразу после события.
  8. Если страдает ваша работа, если вы хуже справляетесь со своими обязанностями.
  9. Если вы постоянно ощущаете переутомление.

Трагедия, случившаяся в Столбцах, могла произойти в любом населенном пункте. Дело не в месте. Это боль для всех жителей большого дома – нашей страны. Критерий зрелости в трудные времена – умение сплотиться и поддержать друг друга. Самое важное, что может сделать каждый из нас сейчас, – проявить настоящий живой интерес к жизни своих дорогих и близких людей, обнять своих детей и набраться мужества жить в нашем не всегда безопасном, несовершенном мире как можно более полной жизнью.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Видео - Геннадий Сукач, Светлана Стаховская.

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

59 0 889

Журналист. Два высших образования — журналист и психолог. Член Белорусского союза журналистов. Лауреат премии Белорусского союза журналистов. Стаж в профессии — 15 лет. Стаж работы в медицинской тематике — 12 лет. Белорусский государственный университет — 2002-2007 гг. Специальность — печатные СМИ. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка — 2017-2019 гг. ‒ диплом с отличием. Специальность — психолог. Работа: Редакция газеты «Полесская правда» (Пинск), корреспондент; С 2007 г. — редакция газеты «Медицинский вестник» (Минск). Корреспондент, куратор Минска; С 2017 года — корреспондент информационного портала «Здоровые люди», корреспондент газеты «Медицинский вестник». Являюсь одним из составителей книги «История здравоохранения Республики Беларусь» (Минск, 2009 г.). Готовлю как печатные материалы, так и видеоконтент. С 2018 г. — ведущая проекта «О чем молчат мужчины» на сайте 24health.by и на YouTube-канале портала. Организатор и автор идеи конкурсов на 24health.by — «Знойный доктор», «Самый лучший день», а также «Стильный сезон» на TeenAge.by. В 2019 году — лауреат премии «Золотое перо» Белорусского союза журналистов.
Наверх