08.02.2020
08.02.2020

Когда и как формируется ответственность у детей? Мнение невролога и психологов

logo
Расти детей
0 346
Размер шрифта:
  • A
  • A
  • A

Современных детей часто обвиняют в безответственности, недисциплинированности и равнодушии к родительским наставлениям. Есть ли на то объективные причины или это глобальное поколенческое отличие?

Раньше считалось, что окончательное формирование мозга у детей происходит в раннем возрасте. Современные исследования говорят о том, что отделы головного мозга, отвечающие за ответственность, формируются только в 14–16 годам, поэтому неправильно требовать от детей самостоятельно планировать свое учебное время или ответственно относится к выполнению домашнего задания.

Мы попросили специалистов прокомментировать это утверждение и дать советы взрослым, как же вырастить самостоятельного человека.

 
Леонид Шалькевич
главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения, заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО
В каждом ребенке при рождении заложена определенная генетическая программа развития, которая активно работает до 5–7 лет. Именно она определяет, когда ребенок перевернется, сядет, встанет и пойдет. Сначала программа проявляется в определенных рефлексах, потом в скорости усвоения информации и умении ее перерабатывать, иными словами, в обучении.

После семи лет наступает некоторая стабилизация этих процессов, и головной мозг уже не формирует такого количества синапсов, как до этого. Поэтому, на мой взгляд, зона ответственности формируется не к 14 годам, а намного раньше. Другое дело, что приучать к ней нужно в процессе игры, пока это ребенку интересно, пока он любит копировать поведение взрослых. Потом этот интерес уходит.

как приучить ребенка к ответственности

В 5 лет девочка хочет мыть посуду, а мама ей не дает, потому что она может что-нибудь разбить. В 10 лет мама начинает приобщать дочь к домашнему хозяйству, а ей это уже неинтересно – не привыкла. Учить ребенка убирать за собой игрушки, складывать одежду и поручать ему другие несложные для него обязанности нужно с раннего возраста, пока ему это интересно. После это уже входит в привычку (или не входит, у кого как). Ждать, что в подростковом возрасте что-то включится, ребенок все поймет и начнет помогать родителям или возьмется за учебу, если раньше он этого не делал, не нужно. Не включится.

 
Валентина Шукан
психолог, координатор Центра, дружественного подросткам, «Доверие» (структурное подразделение 8-й городской детской поликлиники Минска)
Данные многих исследований подтверждают тот факт, что лобные доли мозга, которые отвечают за социальный контроль и социально приемлемое поведение, активно формируются во втором десятилетии жизни ребенка, ближе к 18 годам. Да, в 7 лет ребенок уже может смотреть на себя со стороны, оценивать свои поступки, но это не значит, что он будет ответственным.

К нам в центр ходит 14-летний подросток из семьи военного. Несмотря на ответственное воспитание отца, он постоянно попадает в проблемные ситуации. И когда мы спрашиваем, как так получается, он отвечает, что начинает думать только после сделанного. В силу возраста подростки просто не видят и не оценивают возможные последствия своих поступков.

дети помогают маме по дому

 
Светлана Полещук
психолог Центра «Доверие»
Сегодня среди педагогов и родителей бытует мнение, что взрослые ничего не решают и для подростков авторитетны только сверстники. Но недавнее масштабное российское исследование показало совсем другую картину: в получении, обработке и осмыслении информации на первом месте для подростка стоит семья, на втором – интернет, на третьем – значимый взрослый (старший на несколько лет товарищ, тренер, педагог, дядя/тетя и др.) и только на четвертом – сверстники.

Такие изменения закономерны. Сегодняшняя социализация ребенка происходит в интернете, а не во дворе. Да, родители водят детей в многочисленные кружки, но в них не успевают завязываться долгосрочные социальные контакты (то, что мы называем дружбой). Кроме того, в отличие от предыдущих поколений, ориентированных на общую задачу, нынешние дети воспитаны на ценностях индивидуальности. А когда индивидуальности собираются вместе, это уже высококонкурентные отношения, а не дружеские.

Так что родитель сегодня остается авторитетной фигурой для ребенка и может собственным примером влиять на формирование ответственности. Однако современные родители раздраженные, часто кричат на детей. Ребенок что-то сделал не так – мама в крик вместо того, чтобы сесть и разобрать ситуацию. В итоге дети находятся в постоянной тревожности и страхе, они не учатся анализировать свои действия. Вторая крайность – родительская гиперопека, когда навыки самостоятельности просто не закладываются в нужное время.

отец учит мальчика строительным работам

Сегодня редкие взрослые обладают самодисциплиной, их режим дня далек от здорового, при этом они требуют дисциплины от детей. Но в подростковом возрасте ребенок выполняет только те правила, которыми живет вся семья, невозможно создать для него отдельные нормы. Поэтому если вы, к примеру, хотите, чтобы он проводил за компьютером ограниченное время, отключайте wi-fi в это время и на своих гаджетах.

Резюмируем мнение специалистов.

Три правила для взрослых по воспитанию ответственности в детях:

  • Приучайте детей к обязанностям и труду, когда они проявляют к этому интерес и любят повторять за взрослыми.
  • Не кричите на детей, а объясняйте, что они сделали не так, разбирайте ситуацию.
  • Будьте сами дисциплинированными и исполняйте общие семейные правила.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в FacebookVKOK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!

Материалы на сайте 24health.by носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Информация не должна использоваться в качестве медицинских рекомендаций. Ставит диагноз и назначает лечение только ваш лечащий врач. Редакция сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте 24health.by.

Читайте нас на Яндекс-дзен

0 346

Журналист и медиатор, в журналистике около 20 лет. Основной интерес - социальные проблемы. Закончила журфак БГУ. До портала «Здоровые люди» и газеты «Медицинский вестник» работала в редакции "Аргументы и факты" в Беларуси, еженедельниках «СССР: постфактум», «Московский комсомолец в Беларуси», национальной общественно-просветительской газета «Культура», Интернет-издании Оpen.by. Член Белорусской ассоциации журналистов. Материалы Анны выделяются чёткой структурой, глубиной раскрытия темы и своей аналитичностью. Хобби: литература, написание детских книг. Автор проектов: ТеДДи (Трибуна для детей) - национальная площадка для высказывания мнений и позиций детей по волнующим проблемам (совместный проект еженедельника «Аргументы и факты» в Беларуси, РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО», Представительства Детского фонда ООН в Республике Беларусь (ЮНИСЕФ)./Врачи – тоже люди (24health.)/Домашний уход за тяжелобольными (совместно с Белорусским Обществом Красного Креста) (24health.by) /Врачебные онлайн-конференции (24health.by совместно с tut.by).
Смотрите также